В созависимых/симбиотических отношениях партнеры не чувствуют себя полноценными личностями вне отношений, происходит некое «восполнение» себя. Симбиоз в психологии – это союз между зависящими друг от друга людьми; как правило, симбиотические отношения возникают у людей, имеющих слабую самоидентификацию.
Причины симбиотических отношений скрываются обычно в детстве.
В здоровой функциональной семейной системе любовь к ребенку не предусматривает вечного контроля, тревоги и слияния (тесная связь условно нормальна только в периоде младенчества). Мать, в процессе контакта с ребенком, находится также и в контакте с собой, отзывается на реакции ребенка, дает ему возможность учиться. В дисфункциональной семье гиперопекающие или строгие родители не дают ребенку свободы и возможности выбора, также можно привести пример, когда ребенку приходилось быть «родителем» для своих родителей (в случае алкоголизации мамы/папы; ребенок укладывал пьяного родителя спать, заботился о нем, выполняя, по сути, не свою роль).
Многочисленные исследования в данной области определили, что склонность к симбиозу формируют два этапа сепарации.
Первая сепарация – телесная. Главная функция матери – дать ребенку возможность справлять естественные потребности и переживать базовые эмоции от их удовлетворения/неудовлетворения, ощущать материнское тепло. Если, например, тревога матери по поводу голода малыша становится невыносимой и она пытается накормить его тогда, когда он не голоден, ребенок не может распознать свои потребности и не имеет необходимости искать способы их удовлетворения. На этой стадии важная роль отводится альтернативным объектам привязанности: отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре. Тогда ребенок подает сигналы не только маме, но и другим окружающим его людям.
В возрасте примерно трех лет (вторая стадия отделения) родители должны предоставлять малышу здоровую самостоятельность. В этом возрасте ребенок становится более активным и стремится исследовать мир. Задача родителей: обеспечить безопасную зону для познавательного интереса малыша. На этой стадии вырабатывается физическое и эмоциональное самоощущение, формируется базовое чувство ответственности. Если родительская тревога взяла верх, то во взрослой жизни человек обретает неспособность быть без другого (несостоявшаяся первая сепарация) и что-то делать (вторая).
Склонность к симбиозу как правило имеет следующие основные признаки:
· Наличие любого вида зависимости;
· Неспособность отличить свои чувства от чужих;
· Постоянное чувство вины;
· Позиция «жертвы»;
· Неспособность выстраивать доверительные/близкие отношения;
· Трудности с личностными границами;
· Невозможность чувствовать себя комфортно без отношений;
· Неумение заботиться о себе;
· Идеализация партнера и последующее неизбежное разочарование;
· Низкая самооценка;
· Проблемы с принятием ответственности;
· Черно-белое мышление и пр.
Что делать?
Чтобы справиться с проблемой «слияния» нужно, прежде всего, принять собственную индивидуальность. Самостоятельно, либо при помощи психотерапевта найти собственное «Я», почувствовать себя уникальным, отдельным от других, полюбить в себе ЛИЧНОСТЬ.
Симбиотические отношения держатся на чувстве страха и вины. Чаще всего, это вина за несоответствие родительским ожиданиям. Проработка чувств вины и стыда позволит освободиться от последствий прошлого опыта.
Также важно научиться отделять свои чувства и потребности от чужих и удовлетворять их здоровыми способами, формировать новые стратегии, наращивать осознание себя физически и психологически – т.е. выполнять задачи сепарации.
© А.А. Михалева, 2020
Любое использование или копирование материалов допускается только с разрешения правообладателя и с указанием ссылки на источник.
Больше информации о природе зависимого и созависимого поведения на моем сайте: https://www.no-addiction.org/
По вопросам приобретения книги "Навстречу свету маяка. В помощь родным и близким зависимых" пишите на почту: a.a.mihaleva@bk.ru