"Нет веских доказательств того, что умозаключения, связанные с внешностью, точны", - сообщил Тодоров в журнале Science. Как вспоминал Дарвин в своей автобиографии, ему почти отказали в историческом "Бигл-путешествии" - путешествии, которое позволило провести основные наблюдения за его теорией эволюции - из-за носа. Видимо, капитан не верил, что человек с таким носом будет обладать достаточной энергией и решимостью. Вот как.
В последующих исследованиях Тодоров разобрал первое впечатление, запросив на своём компьютере сгенерировать лица, которые случайным образом меняются по частям. Работая с сотнями изображений лиц и изменяя их инкрементально по длине, ширине и другим размерам, он может создавать различные впечатления достоверности, агрессивности, доминирования, привлекательности и привлекательности.
Впечатления одного человека, находит Тодоров, также отличаются в зависимости от контекста. Как он недавно сообщал в Психологической науке, суждения о компетентности и даже привлекательности варьируются больше между очень похожими, но не одинаковыми хедшотами одного человека, чем между разными личностями. Меняйте угол камеры, настроение человека или то, спал ли он накануне ночью, и вы меняете впечатление.
Большая часть мира психологии относится к образам лиц как к правдивым представлениям людей, -отмечает Тодоров.
Первые впечатления наиболее ненадежны, когда в комнате нарциссист. Нарциссистов просто трудно читать. Они производят невероятно хорошие первые впечатления. Светится, однако, недолго, говорит психолог Делрой Паулхус из Университета Британской Колумбии.
Во время долгожданного исследования Поулхаса группы из четырех-шести студентов встречались семь раз по 20 минут каждый. На первом занятии психологи определили, кто из участников был самозабвенным, что является верным признаком нарциссизма, в то время как члены группы оценивали друг друга. В течение первых шести сессий нарциссисты хорошо справлялись со своими обязанностями; их оценивали как приятных, хорошо приспособленных и компетентных.
К седьмому сеансу взгляд перевернулся. Почти все пришли посмотреть на нарциссистов за то, кем они были - самоусиливающимися, которые открыто переоценивали свои способности и умения.
Но даже перед лицом испаряющегося хорошего впечатления нарциссизм - это обоюдоострый меч: в то время как нарциссистам трудно удержать одобрение своих сверстников, они никогда не колеблются в собственном раздутом мнении о себе. Эта способность несет в себе определенную энергию и настойчивость перед лицом устрашающих шансов.
И с каждой новой встречей нарциссист получает возможность поразить людей заново. Нарциссизм, может быть, и не самая лучшая черта для поддержания длительных отношений или команды, но нарциссисты невероятно хорошо справляются с краткосрочными играми - соблазняют новых любовников или на таких работах, как продажи, где быстрый удар может быть засчитан.
"Первое фундаментальное впечатление - широкое и поверхностное - хорошее/плохое, подходящее/избегающее", - заключает Дэвид Фундер, выдающийся профессор психологии в Калифорнийском университете в Риверсайде и гроссмейстер по психологии определения размеров. "Это не бесполезно, и у большинства из нас это неплохо получается".
На самом деле, он отмечает, что "тех, кто не может этого сделать, мы часто называем аутистами". Это может спасти нам жизнь. Гораздо лучше основывать решение на первом впечатлении, чем подбрасывать монету. Но это грубо".
Это может быть не вопрос жизни или смерти, но вы также можете избавить себя от неприятностей, если не ходите на собеседования на шатких каблуках, не приносите ледяной кофе на ваши деловые переговоры, и не ходите по ухабистому тротуару на первом свидании.
Правила реверсирования
Даже если они не запечатывают твою романтическую судьбу, первые впечатления могут повлиять на другие элементы твоего жизненного пути - как ты проезжаешь собеседования на работу, заводишь ли ты друзей на общественных собраниях. В известной серии исследований, проведенных десять лет назад, гарвардский психолог Махзарин Банаджи показал, что мгновенные суждения могут затянуть нас даже после того, как мы думаем, что бросили их.
И все же, как бы быстро и непреднамеренно неявно неявные предпочтения не утверждали себя, мы не бездумные роботы. У людей есть определенная гибкость, говорит психолог Мелисса Фергюсон, которая возглавляет лабораторию автоматизации в Корнелльском университете. Ей особенно интересно, как люди формируют и меняют свои впечатления о других. У нее есть парень по имени Боб, которого она благодарит за свои находки.
Для своей учебы Фергюсон знакомит испытуемых с вымышленным персонажем по имени Боб. Иногда Боб изображается таким же хорошим, со списком из сотни хороших поступков: Он помогает женщине носить продукты. Он жертвует время на суповую кухню. Он подвозит друга. Как правило, первое впечатление о Бобе хорошее. Когда субъекты узнают, что он осужден за гнусный поступок с участием ребенка, Фергюсон говорит, что хорошее впечатление от Боба полностью переворачивается.
В других случаях Боб делает сотню вещей, которые заставляют испытуемых видеть в нем умеренно мерзкого парня: Он охотится на оленей вне сезона, кричит на свою подружку на людях, отказывается помочь ребенку починить велосипед. Затем выясняется, что Боб пожертвовал почку незнакомцу.
И здесь субъекты Фергюсона скорректировали свое мнение; они думали о нем лучше, но все равно не очень хорошо о нем думали. "Они не переворачивались", - говорит она. "Отдельный кусок крайне негативной информации снимает первое положительное впечатление, но в противоположном направлении работает не так". Нужно гораздо больше, чтобы преодолеть негативное первое впечатление".
Есть один способ перевернуть отрицательное первое впечатление: обнаружить, что мы на самом деле ошиблись в том, что мы раньше воспринимали. Фергюсон, как человек для этого открытия, - вымышленная Фрэнсис Уэст. Он идет к дому соседа, пробираясь сквозь грязь. Он открывает дверь, опрокидывает мебель, а затем забирает ценные вещи из дома. Предполагается, что Вест грабит своего соседа, и впечатления от него ужасны. Но если субъект узнает, что дом горит, а драгоценные вещи - это дети - если Запад окажется героем, спасающим жизни детей - тогда плохое мнение можно будет преодолеть. В этом случае плохие поступки были ошибочными интерпретациями и никогда не происходили, новые доказательства полностью меняют сюжет.
"Дело не в количестве информации, - говорит Фергюсон, - а в силе и диагностическом качестве информации, которая имеет значение. Крики на свою девушку на улице не так диагностичны, как, например, калечение маленького животного". Если Вы нанесете травму животному, то, возможно, Вы ничего не сможете сделать, чтобы вернуть всё назад.
#женская психология #мужская психология #психология отношений