Aero L-29 Delfin совершил свой первый полёт 5 апреля 1959 г. Показав хорошие результаты, уже в 1961 году он был выбран в качестве основного учебно-тренировочного самолета для стран Варшавского договора.
L-29 по праву можно отнести к первому поколению реактивных УТС (учебно-тренировочных самолётов). На его создание повлиял массовый переход авиации на сверхзвуковые силовые установки ещё в середине 50-х годов.
Разработка данного самолета была начала в 1955 году. Её возглавил руководитель одного из отделов Исследовательского испытательного лётного института Чехословакии - Зденек Рублич.
Первый прототип получил обозначение XL-29. Лётчиком-испытателем стал Рудольф Духон. Самолёт оснастили британским двигателем Bristol Siddeley Viper Mk.20 с тягой 795 кг. К тому времени у Чехословакии не был готов собственный двигатель для L-29.
Следующий прототип оснастили уже чехословацким двигателем Моторлёт М-701. Он поднялся в небо в июле 1960 г.
В ходе объявленного конкурса в конце 1959 года, в котором участвовали такие самолеты, как советский Як-30, польский ТС-11 "Искра" и L-29А ОК-02(улучшенная версия), победу одержал третий вариант.
Delfin признали надежным, простым в обслуживании и относительно дешевым по своей стоимости. Як-30 был на волоске от победы, ведь по своим лётным характеристикам он смог обойти L-29. Однако, стоит отметить, что у L-29 была возможность нести вооружение, в отличие от того же Як-30. По факту данный самолет мог превратиться из учебно-тренировочного в военный вариант.
Серийное производство L-29 началось в конце 1961 года на машиностроительном предприятии «Взлёт».
в 1965-67 годах самолет был представлен на авиасалоне в Ле-Бурже. Всего за всю историю было собрано 3665 "Дельфинов".
Конструкция
L-29 представляет собой однодвигательный моноплан. Крыло оснащено элеронами и выдвижными закрылками. Фюзеляж выполнен в виде полумонокока. Кабина - двухместная, герметичная, способная обеспечивать нормальные условия для пилотов на больших высотах полёта.
Сиденья экипажа могут катапультироваться, что повышает безопасность полётов. Хвостовое оперение имеет Т-образную форму.
Горизонтальное оперение расположено на верхней части киля.
Шасси самолёта - трёхколёсное, убирающееся во время полёта. Передняя стойка убирается в фюзеляж по полёту вперёд, а задние стойки, в свою очередь, убираются в центроплан крыла в направлении к фюзеляжу.
Управление L-29 выполнено двойным. Передняя кабина предназначается для курсанта. Задняя - для инструктора.
Самолет оснащен реактивным двигателем М701 с одноступенчатой газовой турбиной. Воздух в двигатель поступает через боковые воздухозаборники, которые расположены на центроплане (фото ниже). Внутри около двигателя они соединяются в общий канал.
Топливные баки расположены в средней части фюзеляжа за кабиной лётчиков. Также, дополнительно можно установить два внешних топливных бака на замки подвески внешнего вооружения (фото ниже).
Характеристики
А на этом всё! Если вам понравилась данная статья, не поленитесь, поставьте палец вверх! Подписывайтесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые интересные публикации :)
Друзья! Хотел бы публично поблагодарить человека, который перевел мне сегодня ночью 500 рублей на развитие канала! Сейчас эти деньги действительно спасли моё финансовое положение, говорю без шуток! ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!! Это очень мотивирует меня на дальнейшую стабильную работу. Впереди ещё много интересных идей. Потихоньку я начинаю вести свой YouTube канал, чтобы в дальнейшем делать полноценные обзоры на авиационную технику и радовать вас новым контентом! Для тех, кто хочет поддержать канал Авиатехник, в конце статьи я оставил реквизиты. Теперь вы можете указать своё имя при отправке доната. Благодарность с вашим именем я буду указывать в статьях!
Предлагаю вам посмотреть мой новый ролик о вертолёте Ка-22: