Найти тему
6000 миль до Голливуда

Спутник

Оглавление

(2020, Россия)

"С Днём Космонавтики, дорогие сограждане!" - как бы поздравляет нас передовик советской науки, нейрофизиолог Татьяна Климова (О. Акиньшина) с этого жизнерадостного плаката.
"С Днём Космонавтики, дорогие сограждане!" - как бы поздравляет нас передовик советской науки, нейрофизиолог Татьяна Климова (О. Акиньшина) с этого жизнерадостного плаката.

Дело было в 1983 году на околоземной орбите.
Выполнив полётную задачу, советские космонавты Вешняков и Аверченко отстыковали свой корабль от станции "Салют-7" и начали спуск на Землю... но тут вдруг к ним в люк снаружи постучали. А поскольку в инструкции не было написано, что им строго-настрого запрещено открывать двери посторонним, вот они и открыли.
Да и как иначе-то? В космосе зазря никто к вам в дверь тарабанить не станет. А ежели станет, значит наверняка у кого-то по соседству не соль со спичками закончилась, а возникли серьёзные неприятности.

Ну ладно-ладно - утрирую я. На самом деле нам не покажут, каким макаром ксеноморф прорвался из безвоздушного пространства на борт космического аппарата. Но поскольку в дальнейшем эту страхолюдину легко удерживали за ударопрочным стеклом и сеткой-рабицей, логично предположить, что сама бы она обшивку модуля не проковыряла, и это космонавты впустили её туда по простоте душевной. Особенно после того, как гость показал им в иллюминатор свой очаровательный склизкий хвостик.

- Да это разве инопланетянин, девушка. Вот у меня в "Притяжении / Вторжении"  такие уродцы были... - Где-где?  - Кхм... Простите, из роли вышел, оговорился.
- Да это разве инопланетянин, девушка. Вот у меня в "Притяжении / Вторжении" такие уродцы были... - Где-где? - Кхм... Простите, из роли вышел, оговорился.

Конечно, никакого братания с ксеноморфом не получилось, и оба космонавта поплатились за свою добросердечность ещё до того, как их капсула стукнулась оземь. После чего с Аверченко мы прощаемся навсегда, а вот история "контактёра" Вешнякова по возвращению с орбиты ещё только начинается.

После столь драматичного пролога сюжет перескакивает... в НИИ мозга АМН СССР, где комиссия по медицинской этике кошмарит нейрофизиолога Татьяну Климову (О. Акиньшина). За её чересчур прогрессивные методы в лечении эпилепсии, в ходе которых она э-э-э... топила Му-Му таксу своих пациентов. Не насмерть, конечно, а лишь до якобы полезной для них, стрессовой встряски. Однако ни учёное сообщество, ни сами больные усилия тёти Тани не оценили. И возбухнули на неё так, будто она посягнула ни много ни мало на сами основы социалистического строя.

И быть бы Климовой с позором разжалованной в технички, кабы неожиданно пред нею не объявился спаситель. Пусть не на белом коне, зато на чёрной "волге", что по советским временам выглядело гораздо круче.
Звали же героя товарищем Семирадовым, а был он полковником, директором одной секретной околокосмической "конторы", где теперь держали взаперти несчастного космонавта Вешнякова.

Колхозный сторож дядя Пантелей чего только ни повидал на своём веку, так что падающими среди ночи с небес космонавтами его подавно не удивишь.
Колхозный сторож дядя Пантелей чего только ни повидал на своём веку, так что падающими среди ночи с небес космонавтами его подавно не удивишь.

Чтобы в дальнейшем не испытать разочарование, зрителю будет полезно знать: "Спутник" - не хоррор наподобие "Чужого" или "Живого" и не фантастическая мелодрама в духе каких-нибудь "Пассажиров". "Спутник" - это нечто среднее между данными картинами, где и пугать вас особо не станут, и разводить перед вами лирические рефлексии тоже не будут без веской причины.

В какой-то степени корни "Спутника" уходят в ту самую фантастику, на отсутствие которой в современном российском кино многие жалуются. С той лишь разницей, что здесь процент научности, увы, невысок (кстати, так толком и не объяснили, как здоровенная тварь помещалась в обычном человеке и не разрывала ему рот, когда вылезала и влезала обратно). И большую часть времени герои решают морально-этические, а не научные вопросы, даром что Климова заявлена как учёное светило всесоюзного масштаба.

Также не всем понравится здешний "альтернативный" СССР, который всё-таки явно набор режиссёрских ляпов, а не "фича". Ибо сомнительно, что в 1983 году охрана на спецобъектах разгуливала в "берцах", "афганке", заграничных тактических шлемах и с автоматами АЕК-971. А их командир держал у себя в кабинете пистолет-пулемет, кажется, ПП-91 "Кедр" и кормил инопланетную тварь... живыми врагами народа зеками (SIC!), потому что парной свининой она, видите ли, брезговала даже с голодухи.

Нет, расслабьтесь - наша Таня в космос не полетит. Это просто она готовится к первому свиданию с инопланетным диссидентом.
Нет, расслабьтесь - наша Таня в космос не полетит. Это просто она готовится к первому свиданию с инопланетным диссидентом.

Но что резануло глаз особо (по крайней мере мне), это шевроны с гербом СССР на космических скафандрах, прикрепленные... на липучке. На липучке, Карл Маркс! И речь вовсе не о том, что её тогда не было - она-то как раз была. Но вот что ещё вместо отечественного герба мог носить на своём скафандре советский космонавт, если этот шеврон на кой-то хрен сделали быстросменным?

***

В общем, кабы не странные представления режиссёра Абраменко об СССР начала 80-х, "Спутник" можно было бы похвалить уже не так скромно, как он того заслуживает.
Ну а так перед нами неплохая в целом история, которая хочет казаться и трагичной, и мрачной, но по ходу действия выдаёт столько глупостей и анахронизмов, что градус её серьезности от этого заметно падает.
А жаль. Всё-таки творческий курс авторами был взят верный, но вот колёса для нормальной езды они подкачать поленились.

Трейлер фильма: