По последним данным, 3,499 миллиарда человек из приблизительно 7,697 миллиардов человек в мире являются активными пользователями социальных сетей. В связи с массовым распространением социальных медиа представляют не только новые проблемы, но и возможности для проведения исследований в различных областях и с различными субъектами, использующими технологии. Таким образом, Интернет предоставляет возможность создания пользовательского контента, который помогает упорядочить и упростить объем доступной информации и, таким образом, увеличивает потенциальное воздействие конкретной части информации.
Каким же образом сегодня человек использует возможности интернета?
Что же представляет собой творение персоны в сети?
Свобода творчества или компенсация ущербности?
Практика показывает, что творчество развивается в сети как в позитивном ключе, так и негативном.
Под ущербностью понимается патология нормальности, невозможность реализовать свой внутренний потенциал и достичь подлинного самовыражения.
Основой для творения персоны в сети является возможность создания пользователям своего собственного контента (фото, видео, графики). И первым шагом к этому является конструирование сетевой идентичности.
Это может быть виртуальная реконструкция социальной или персональной идентичности.
Творение персоны начинается с выбора имени – никнейма для идентификации и самопрезентации в сети.
Проанализировав контент различных форумов, можно выделилить несколько тематических групп ников:
- сетевые имена, отражающие какую-либо черту характера («смелый», «борзый», «FleGmaTik» и т.д.);
- собственные имена в разных транскрипциях, с добавлением цифр, местоимений и др. («Джейн5», «Vova K», «Лена Кап» и т.д.).
Ник и его первичная стратегия поведения в сети, обычно определяется социальным статусом, образованием, возрастом и творческими способностями реальной личности.
Некоторые сайты предлагают генератор никнеймов. Особого внимания при самопрезентации заслуживает использованием различных аватарок в интернете.
Пользователям необходима персонализация, пусть даже ников или аватарок, которые они в любой момент могут изменить в зависимости от обстоятельств и статуса.
Американской психологической ассоциации "Хорошая компания", где авторы сообщали, что поиск в Интернете слова "Счастье" на Amazon дал более 92 000 просмотров, и это число постоянно растет. Каждый человек ищет свое счастье и для некоторых социальная сеть становится основой в реализации творческих потенций человека. Здесь у него второе Я – аватар, его «друзья», работа, образование, его творчество и самореализация.
По мнению российского исследователя Р. Чумичевой, социокультурная среда строится в двух пластах: пространственно-предметном и духовно-эмоциональном. Первый пласт – вещный материализованный. Второй – духовный, индивидуальный, оценочный, построенный на диалоге, общении с личностью, личности с искусством. В период детства предметно-символьная среда, которая представлена взаимопроникновением произведений «взрослого» мира, предметов, вещей, образов, знаков, символов, элементов как средств коммуникации, развивается через эстетические и социальные отношения, помогает личности (ребенку) осуществлять раскодирование различных предметов, языка и знаков – средств общения, конструируемых и изменяемых ею самостоятельно либо в сотворчестве со взрослыми или сверстниками.
Медиакультура через насыщенную информационную и материальную продукцию предлагает нашим детям новую интерактивную, видео- и радиоуправляемую среду, которую моделирует сам ребенок. В такой среде ребенок меняет ее форму, цвет, пространство. Он не просто является активным пользователем предметно-символьной среды, а нередко сливается с ней, как правило, часто не осознавая свои возможности и способности, которые дают ему новые орудия познания мира. Основой формирования «внутренней природы» медиакультуры выступают измененные знаковые системы и их значения (слово, письмо, образ, символ, язык жестов и т. д.), бесконечные смешения, интерпретации, игры с формой, смыслом, с самой реальностью. Современному поколению трудно представить, как всего сто лет назад фактически не было радио, около шестидесяти лет – телевидения, совсем недавно вошли в нашу жизнь интернет и сотовые телефоны. Потоки аудио- и видеоинформации, дублируя друг друга, охватывают человека своим объемом, становясь как бы удаленными его «среднестатистическими» глазами и ушами. Переключая каналы, ребенок сегодня ухватывает крупицы информации, не задерживаясь ни на чем подолгу. Формируется новая форма поведения и усвоения информации (клиповое сознание), то, о чем сегодня с тревогой говорят многие. Новая форма позволяет случайным образом набирать информацию, запуская в работу механизмы ее освоения по типу юнговских синхронизаций.
Известный американский психолог Таня Лурманн провела исследование среди аспирантов Стэнфордского университета, целью которого было изучение влияния мобильных телефонов на стиль жизни молодежи. По результатам исследования выяснилось, что iPhone играет важнейшую роль в жизни современной молодежи. Молодежь говорит о своих мобильных телефонах так, как о неотъемлемой части организма. Остаться без связи означает для них потерю контакта с внешним миром, беспомощность и неполноценность. Кроме того, многие пользователи обеспокоены безопасностью личной информации, хранящейся в памяти телефона. «Если кто-то украдет мой телефон, он сможет узнать абсолютно все обо мне», – жалуются взволнованные пользователи. Последнее исследование Т. Лурманн показало, что 24 % пользователей считает iPhone частью себя – частичкой мозга и бытия. Потеря мобильного телефона для 41 % опрошенных является сильнейшим стрессом, трагедией.
Настораживающим фактом является ещё и то, что мобильная связь модифицирует саму модель человеческого общения, приводя её к примитивному оскудению. Например, новые способы общения неизбежно порождают новые формы текстов. Так, среди молодёжи (и не только) стало модным писать SMS на эрц (эрзац-замещение) языке, где с помощью шаблонов можно быстро выразить свою «как бы» мысль (или её условность), не сосредотачивая своё внимание на правилах орфографии. Например: Дбрй нч - «доброй ночи», Лю тя – «люблю тебя», сокращения спс – то есть «спасибо», пжл – «пожалуйста», чел – «человек», и т.д.
Большинство современных новых слов, появившихся в результате развития высоких технологий, глобального интернет-пространства, рынка медиатоваров и услуг прочно вошли в ежедневное употребление, внесли противоречивое отношение к их использованию. Среди «модных» слов и терминов часто используются: селфи, лайк, вайн, изи, чекиниться, лол и т.д.
Словарный состав языка постоянно пополняется новыми словами (неологизмами). Они обозначают какое-то новое явление, понятие, предмет. Большинство неологизмов связано с изменениями в политической, экономической, информационной жизни общества, с развитием науки техники, культуры. Многие слова входят в жизнь, а потом утрачивают свою новизну и переходят в словарный запас. В виртуальной среде слова русского языка часто употребляют не по правилам. В чатах, форумах, живых дневниках, сообщениях электронной почты и ICQ тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково – без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками, отмечается бедность словарного запаса пользователей и одновременно желание быть оригинальным.
Для процесса развития личности социальные сети играют амбивалентную роль, когда, с одной стороны, личность использует информационные, коммуникативные возможности глобального пространства для развития в своей образовательной, профессиональной, познавательной, культурной или досуговой деятельности, а с другой – информационный избыток, манипулирование сознанием, распространение мыслительных и поведенческих стереотипов, вседозволенность и раскрепощенность взглядов Интернет-среды ведут к идеологической рассеянности, к спонтанным эмоционально-импульсивным решениям, лишенным рациональности и здравомыслия, размытости ценностных установок, непонимание своей роли и значения в мире и обществе.
Материал подготовлен на основе публикаций автора Смоликовой Т.М. «Личность в пространстве медиа: особенности взаимодействия»