Найти тему
Клятва Парацельсу

Как учатся врачи в медицинских университетах (часть 1)

Оглавление

Учёба в медицинском университете - это нечто! Посудите сами: в среднем, объём информации, необходимый к освоению за один семестр в медуниверситете будет больше объёма информации, которую получают за 10 и 11 класс в школе. Особенно тяжко первые три курса, когда объём информации катастрофический, голова пухнет, все предметы - базовые, а потому их придётся именно зубрить, осознанно разбирать эти механизмы ещё не позволяет клинический опыт, который непременно накопится чуть позже. Так что же происходит на каждом курсе, как выстраивается обучение и какие основные программы осваивают медики в университетах?

I курс

80% сложности 1 курса для будущего врача будет составлять изучение нормальной анатомии. В этот же пункт я включу отдельный предмет - латынь, ибо знать названия из нормальной анатомии нужно знать как на русском, так и на lingua latina. Занятия строятся как из практических занятий - это обычная пара, где медики сидят и отвечают на вопросы преподавателя, указывая на плакатах/макетах названную структуру и рассказывая про неё, так и из лекций (обычно, они достаточно объемные, а беспощадный лектор диктует, аки Тина Канделаки зачитывает вопрос в программе на ТВ).

Как-то так проходят пары. Студент выходит к доске, берёт макет и в путь!
Как-то так проходят пары. Студент выходит к доске, берёт макет и в путь!

Помимо всего, студенту-медику нужно учить "показушки". Это, на местном сленге - практические навыки (один из этапов экзамена), подразумевающие работу с анатомическим препаратом. На препаратах нужно найти, к примеру, большеберцовый нерв и назвать его на латыни. Выполнил - молодец, переходи к следующему этапу.

Тут же - биология, биофизика и химия, на которые я, пожалуй, отведу ещё 15% сложности освоения материала. Биология - всё понятно, её изучали в школе, только тут будет упор больше на паразитов, немного затронут генетику, точнее, её основы. Биофизика - довольно скучный, и на самом деле, малоприменимый предмет, ну да ладно. Химия - несложно, в основном повторение пройденного в школе материала.

5% - на все остальные предметы вроде истории, психологии и тому подобного. Сложность невысокая, накидываю 5% вообще только за то, что они отнимают время, которое студент мог бы потратить на анатомию (а на неё времени всегда кажется, что мало).

II курс

А вот тут я особо хочу выделить биохимию. Достаточно сложная, но логичная и последовательная. Учить надо, это обеспечит хорошую базу для будущей деятельности. Надо будет делать много опытов, достаточно подробно описанных в методичке. И помни, если ты студент-медик:

ЗНАЙ ЦИКЛ ТРИКАРБОНОВЫХ КИСЛОТ!
Вот эта вот огромная и страшная на первый взгляд штука  - цикл трикарбоновых кислот. Или цикл Кребса. Эта штука обеспечивает нашу жизнь, по-сути, ведь имеет прямое отношение к катаболизму и анаболизму, дыханию
Вот эта вот огромная и страшная на первый взгляд штука - цикл трикарбоновых кислот. Или цикл Кребса. Эта штука обеспечивает нашу жизнь, по-сути, ведь имеет прямое отношение к катаболизму и анаболизму, дыханию

Знать наизусть, уметь рассказать что из чего появляется и так далее. Но я, кажется, говорил, что биохимия - максимально логичная штука, если разобраться? Так и есть. Важно - понять суть. Есть куча запоминалок, которым уже много лет, думаю, каждый из второкурсников провёл ночь, повторяя, как мантру:

Щука съела ацетат, получается цитрат, через цисаконитат будет он изоцитрат...

И что в тоге? А в итоге вот эта огромная штука сверху, по-сути, раскладывается "на кирпичики" и является вот этим:

Уже не так страшно, верно?
Уже не так страшно, верно?

Ещё на втором курсе студентов встречает нормальная физиология. Именно тут придётся резать лягушек, ага. Но вообще - прикольно, хоть порой и бывает скучновато ввиду сухого донельзя языка, описывающего физиологические процессы в учебнике. Если, однако, повезёт и будет крутой лектор - пожалуйста, будет неплохой дополнительный материал для подготовки.

Смысл нормальной физиологии в том, чтобы максимально подготовить студента к следующему экзамену, гораздо более масштабному - патологической физиологии, которая поджидает, потирая ручки, на третьем курсе.

Помимо этого, ещё тут появляется сестринское дело. Ага, тут рассказывают про то, как ухаживать за больными, ставить капельницы, катетеры, как сделать так, чтобы у пациента не образовались пролежни и многое другое. Учат работать ручками и не гнушаться работы. Вполне себе годный предмет, особенно учитывая то, что на 4 курсе появится возможность получить сертификат медсестры, который позволит устроиться на работу в качестве среднего медперсонала. Предшествовать этому будет небольшой и несложный экзамен.

Итак, первые два курса, подведём итог в трёх словах: сложно, нужно, держись. Игнорировать эти два года ну никак не получится - тут основывается прочный фундамент будущих медицинских знаний. Главное - день продержаться, да ночь простоять...
Вторая часть тут