Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и, может быть, я запомню,
Вовлеки меня – и тогда я постигну.
Конфуций
Слова Конфуция, но как они хорошо отображают суть работы с детьми с расстройством аутистического спектра и с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Даже мы с вами, если что-то слышим, то, как правило, забываем, когда видим, помним, но фрагментарно. А если мы участвуем, если это интересно и увлекательно, мы запоминаем и постигаем.
Так же и с особенными детками. В большинстве своем наша речь для них как иностранный язык, большинство из них визуалы и очень хорошо запоминают. Но запомнить и приметить в жизни, этому надо обучить. И речь не идет о том, чтобы учить читать или писать, речь идет о потребностях и нуждах ребенка здесь и сейчас. Если он не умеет держать ложку и кушать сам, мы будем учить его кушать самостоятельно ложкой. Пока он будет учиться кушать ложкой, он узнает: о ложке, тарелке, кружке. Будет находить на картинках, закрепляя все визуально, слушая нас аудиально.
О системе альтернативной коммуникации при помощи карточек сегодня уже известно многим, скажу только, что это пособие было разработано для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному самостоятельно инициированному общению.
И действительно система замечательно работает при обучении детей с расстройством аутистического спектра, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, но, к сожалению, у нас в России пока маленький процент педагогов, родителей, готовых работать с помощью карточек Pecs. Многие считают, что это наоборот затормозит речь, или «Ну у нас же ребенок немного говорит», «Мой ребенок не аутист, нам не надо, речь со временем появиться» и т.п.
Но если мы посмотрим на нейротипичных детей… С раннего детства у нас присутствуют карточки, книжки с картинками, иллюстрациями при обучении малыша. Мы показываем, объясняем, рассматриваем, комментируем и т.д. У этой категории детей есть режим дня, пока маленькие – в картинках, у школьников – список. Так чем же дети с РАС и ТМНР будут отличаться? Когда такой ребенок видит и знает изначально, что будет, и в какой последовательности, можно избежать много нежелательных моментов в поведении.
Учить не говорящих детей общаться одна из главных задач. И не просто покажи мне, а выстраивать диалоговые цепочки.
Это навело меня на мысль о создании пособия по «Речевой альтернативной практике», пока она только по сказкам В. Сутеева, но вопросами из нее используются теперь и на уроках по математическим представлениям.
В пособие вошли три сказки: «Кораблик», «Три котенка», «Кто сказал «Мяу»?»
Данный материал предполагает построение предложений ребенком в ответ на вопросы педагога с помощью графических изображений (цветные картинки, пиктограммы). В ходе обучения ребенок приобретает нужные ему жизненные компетенции – общаться с окружающими его людьми.
Прежде чем перейти к работе с пособием ребенок должен познакомиться со сказками В. Сутеева, узнавать и различать персонажей (покажи щенка или где щенок, котенок, петух и т.д.).
С помощью пособия ребенок знакомится со сказками В. Сутеева. Учится отвечать на вопросы по содержанию сказок с помощью графических изображений. У ребенка закрепляются представления о животном мире и среде их обитания так же развиваются мыслительные операции и познавательные процессы (устанавливать различия, исключать лишнее, сравнивать, группировать и т.п.).
Ни какой текст не отобразит лучше чем видео, как применяется данное пособие в работе. Поэтому выкладываю видео - "Работа с пособием по сказкам В. Сутеева".
Если интересно, какие еще есть пособия разработанные мною в моем арсенале :) пишите в комментариях.