...Читать далее
Текст научной работы:
Основоположниками изучения синдрома выгорания по праву считаются ученые-психологи Х. Фреуденбергер и К. Маслач, которые одними из первых в 70-80-е гг. XX в. обратили пристальное внимание на проблему, ее значение в современном обществе. В отечественной психологии (В.В. Бойко, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк и др.) активное изучение эмоционального выгорания связано с преобразованиями в экономике и обществе начала 1990-х годов.
К настоящему времени в отечественной и зарубежной психологии сложились определенные представления относительно понимания феномена выгорания, его структуры и места в системе других явлений. Многие из них имеют достаточный вес и подкреплены длительными научными исследованиями. Выявлены факторы (социальные, организационные, индивидуальные), влияющие на формирование синдрома, рассмотрены его механизмы и определены перспективы исследования.
Однако сложный характер синдрома эмоционального выгорания, а также многообразие интерпретаций его причин и проявлений требует поиска новых исследовательских стратегий по оптимизации профессиональной деятельности, адаптации личности к быстро меняющимся социальным, подчас экстремальным, условиям. Исследование и последующий анализ факторов, детерминирующих эмоциональное выгорание, позволили нам предположить, что определенная личностная и профессиональная направленность индивида, особенности ценностной сферы его личности влияют на развитие этого синдрома и соответствующий характер нарушений. Особый интерес вызывает изучение эмоционального выгорания и ценностной сферы личности в процессе профессиональной социализации служащих, чья деятельность связана с экстремальными ситуациями, высоким напряжением и другими воздействиями социальной среды. В соответствии с изложенным целью нашего исследования является изучение взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и ценностной сферы личности в экстремальных условиях профессиональной социализации.
В эмпирическом исследовании в качестве диагностических методов применялись: методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко4, методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «Ценности» и «Доступности» в различных, жизненных сферах». Исследования взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и ценностной сферы личности служащих в экстремальных условиях на разных этапах их профессиональной социализации проводилось посредством факторного анализа с последующим психологическим осмыслением данных.
Выборку исследования составили сотрудники служб, реализующие свою профессиональную деятельность в экстремальных условиях, и будущие специалисты правоохранительных структур. Всего в исследованиях участвовало 270 человек, в возрасте от 20 до 44 лет (120 милиционеров отдела вневедомственной охраны, 50 пожарных, 50 милиционеров из разных отделов УВД и 50 курсантов старшего курса юридического института МВД РФ). Все испытуемые служат (обучаются) в учреждениях города Саратова.
На основе установившейся традиции (Е.А. Климов, В.А. Бодров, Ю.П. Поваренков и др.), выделены четыре этапа профессиональной социализации, которые характеризуют служащих, связанных с экстремальными условиями. Ранний этап (стаж от 1 до 3 лет) — это социальная и профессиональная адаптация специалиста. Этап активной самореализации (от 4 до 10 лет) включает становление и совершенствование, развитие профессионализма. На этапе мастерства (от 11 до 15 лет) формируются социальная, материальная независимость личности, способность выполнять сложные задачи. Поздний (стаж 16 лет и более) этап составляет вершину мастерства служащего, потребность передавать накопленный опыт.
Из результатов факторного анализа следует, что на всех этапах профессиональной социализации присутствуют факторы, для которых значимыми, системообразующими являются переменные, наиболее связанные с симптомами эмоционального выгорания или ценностно-мотивационной сферы личности. Так, на начальном этапе профессиональной социализации выявлены два фактора (табл. 1). В первом преобладают ценности, отражающие стремление к независимости в поступках и действиях, уверенности в себе, которые при отсутствии сдерживающих моментов создают предпосылки в развитии такого симптома выгорания, как «расширение сферы экономии эмоций». В результате происходит эмоциональное пресыщение в общении с окружающими. Из результатов анализа второго фактора следует, что в процессе развития синдрома не только полностью утрачивается интерес к субъекту профессионального взаимодействия, но и возникает негативное отношение к нему, которое выражается в выработанной системе ценностей, подразумевающей самоуверенность, элементы вседозволенности, в целом — антигуманный настрой. В дальнейшем происходят психосоматические нарушения.
Анализируя пять факторов этапа активной самореализации, можно сказать, что здесь произошли более глубокие изменения, в том числе на личностном уровне (табл. 2).
В первом и третьем факторах больший вес имеют симптомы выгорания и только после этого свою роль играют ценностные ориентации, а во втором, четвертом и пятом значение ценностной сферы выше и оказывает непосредственное влияние на развитие симптомов выгорания. В пятом факторе наблюдаются даже позитивные изменения, когда значимые ценности профессионального плана не позволяют активно развиваться нескольким симптомам выгорания, но, несмотря на это, полностью предотвратить формирование симптомов здесь не удается. Так, во втором факторе на личностном уровне очевидной становится морально-нравственная проблема, в пятом возможны психосоматические изменения, а в четвертом при неблагоприятном развитии личности (неадекватной оценке своих возможностей и потребностей - преувеличении ценности «свободы») выражены значения двух фаз выгорания — «резистенции» и «истощения». В целом, изменения ценностной сферы (первый и третий факторы) влияют на характер формирования синдрома, его особенности, затрагивая всю личность и делая процесс необратимым.
На этапе мастерства выявлено три фактора (табл. 3). В первом наблюдается яркое проявление симптомов всех трех фаз. Это заметно в нарушении эмоциональных контактов с близкими людьми, эмоциональном пресыщении, недовольстве собой, общением, профессией. В результате, у человека возникает острая потребность в построении личных взаимоотношений (усилении контактов) с людьми, которым можно доверять.
Второй фактор отражает стремление к реализации творческих возможностей, что предупреждает ярко выраженные нарушения, связанные с синдромом («деперсонализация»), но проблемы в области семейных взаимоотношений не позволяют снизить синдром или повлиять на его возникновение, что видно из симптома «эмоциональная отстраненность». В третьем факторе выделяются симптомы выгорания — «редукция профессиональных обязанностей» и «деперсонализация». Они протекают на фоне активной деятельной жизни, которая, скорее всего, направлена не на конкретный результат, а связана с процессом труда.
На этапе поздней профессиональной социализации выявлены два фактора (табл. 4). В первом на фоне значительных изменений, связанных с формированием синдрома, у личности возникает потребность в поддержке и сочувствии со стороны надежных друзей, кроме этого сильно ухудшается «физическое и психическое здоровье». Во втором факторе значимая роль отведена ценностной сфере, а затем симптомам выгорания: здесь увлечение личности творчеством или перевод деятельности в «творческое русло» снижает предпосылки возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).
В целом, исходя из результатов факторного анализа, следует, что более существенные изменения произошли на этапе активной реализации своих возможностей, вследствие: 1) характера формирования синдрома (участие 2-3 фаз выгорания); 2) сильной взаимосвязи переменных синдрома выгорания и ценностно-мотивационной сферы. Далее следуют: начальный этап, поздней реализации и этап мастерства. Учитывая характер некоторых взаимосвязей, мы можем говорить об определенных закономерностях. Так, «реализация творческих возможностей» препятствует возникновению синдрома и предполагает наличие компенсаторных механизмов при преодолении стресса и выгорания. Близкие характеристики имеют и факторы «эгоистические тенденции в личности и эмоциональное пресыщение во взаимоотношениях» и «самоуверенность и антигуманный настрой личности при деперсонализации». Существенное значение при их формировании имеют ценности «уверенности в себе» и некоторые показатели симптомов выгорания. Ряд ценностей («активная деятельная жизнь», «познание») имеет двойственное значение при формировании синдрома выгорания. Отмечено, что определенное положение, вес ценностей в системе представлений личности «выгорающих» оказывает влияние на характеристику синдрома и его течение.
В заключение можно сделать выводы: на каждом этапе профессиональной социализации выявлены взаимосвязи синдрома выгорания и ценностной сферы личности, которые при определенном положении показателей подчеркивают схожие черты («реализация творческих возможностей», «потребность в творческой деятельности») или свой неповторимый характер.
Обнаружено, что в процессе профессиональной социализации личности в экстремальных условиях на фоне эмоционального выгорания ценности активной деятельной жизни уступают место другим, отражающим эгоцентрические тенденции («свобода как независимость в поступках и действиях», «уверенность в себе»). Особенно это характерно для первых двух этапов профессиональной социализации. В свою очередь, ценность, отвечающая за реализацию творческих возможностей, которая компенсирует негативное воздействие выгорания, представлена только на этапе мастерства и на позднем этапе профессиональной социализации. Недостаточно актуальны у большей части испытуемых ценности «счастливая семейная жизнь», «любовь», «наличие хороших и верных друзей», которые в условиях длительного воздействия стрессов сдерживают развитие выраженного СЭВ.
В качестве негативных проявлений синдрома отмечено снижение адаптационных возможностей к психоэмоциональным нагрузкам у большинства испытуемых представленных групп, проникновение СЭВ в их систему ценностей и установок личности, нарушение в межличностном и профессиональном общении, вследствие чего наблюдается усиление синдрома. Позитивным моментом является компенсация отмеченных негативных изменений через потребность в установлении контактов с окружающими и обращении к своему творческому потенциалу (сдерживающий фактор развития СЭВ).
Примечания:
1. См.: Freudenberger H.J. Staff burn-out / H.J. Freudenberger // J. of Social Issues. 1974. Vol.30. P.159-165.
2. См.: Maslach C. Burned-out / C. Maslach // Human Behavior. 1976. Vol.5(9). P.16-22.
3. См.: БойкоВ.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко. СПб., 2004; Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орёл. М., 2005; Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопр. психол. 1994. №6. С.57-73.
4. См.: Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. Самара, 1998.
5. См.: Фанталова Е.Б. Методика «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» / Е.Б. Фанталова // Журн. практич. психолога. 1996. №2. С.32-37.
6. См.: Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности / В.А. Бодров // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. М., 1991. С.3-26; Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. М.; Воронеж, 1996; Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. М., 2002.
УДК 159.923+316.6
И.В. Малышев
Педагогический институт Саратовского государственного университета
Источник: cyberleninka.ru