- Каждый человек самостоятельно несёт ответственность за свои мысли, а также их качество. – сказала я коллеге.
- Но ведь можно помочь им подумать лучше.
Она предлагала интересную игру. Я бы начала объясняться и оправдывать своё поведение, ведь она готова слушать. Ей же предстояло решить, насколько мои аргументы убедительны. А она уже активно меня недолюбливала и ей точно было, с кем это обсудить.
Я промолчала.
Но высказывание было любопытным – «помочь подумать лучше». Влиять на умы других людей – идея явно не для таких обывателей, как я или она. «Подумать лучше» - подразумевает, что человек уже априори умеет думать. У меня же нет такой уверенности. Пользоваться социальными шаблонами – не значит думать, как мне кажется.
1. К гигиене мыслей меня приучали в раннем детстве. Так уж вышло, что я получила очень религиозное воспитание. Это означало посещение церкви несколько раз в неделю, чтение Библии и молитвы минимум три раза в день, обязательные молитвы перед приёмом пищи, заучивание наизусть псалмов и отрывков из Библии и много чего ещё.
С тех пор я знаю, что такое чистота помыслов. Это самодисциплина такого уровня, что даже подумать плохо о другом человеке – грех.
2. Урок критического мышления я получила в старших классах самой обычной общеобразовательной школы.
Мы тогда всем классом что-то там нашкодили. Я не помню, чтобы классный руководитель долго нам что-то объяснял, или отчитывал, или применял какие-то другие суровые воспитательные методы, хотя мы их ожидали и очень боялись. Я помню только одно слово, сказанное с таким отвращением и рухнувшее в полную тишину - «Стадо».
Мне кажется, я тогда даже почувствовала вкус этого слова.
И я поняла, что даже если какая-то идея или мнение получает широкое распространение и поддержку многих, я всё равно должна проверить это на прочность.
Но даже если нас учили думать в детстве, это ещё ничего не гарантирует.