Конструирование очень тесно связано с формированием пространственных представлений. А оперирование пространственными категориями – это понимание предлогов, логико-грамматических конструкций, математика, геометрия и еще много полезных вещей в жизни ребенка.
Поэтому, когда задумаетесь, что купить ребенку в подарок, смело покупайте конструктор или кубики. Для малышей покрупнее, а для детей постарше, соответственно помельче.
Примерно в 9 месяцев дети начинают понимать речь, у них формируется связь между словом и действием, активизируется интерес к предметной деятельности. С этого момента можно начинать знакомить ребенка со строительным материалом:
- привлекаем внимание,
- учим прослеживать и подражать,
- формируем целенаправленные действия посредством их многократного повторения.
После года, дети уже более активны, их возможности общения со взрослыми расширяются, так как появляется речь. Интенсивно развивается способность к подражанию, а при поддержке взрослого и сосредоточение. С 1,5 лет дети могут воспроизводить простые действия, как по показу, так и по речевой инструкции. В этот период можно начинать учить ребенка узнавать и различать 3 – 4 вида материала для конструирования: кирпичик, кубик, пластина, трёхгранная призма, а также дифференцировать их по размерам. В этом возрасте дети могут:
- · накладывать детали друг на друга,
- · устанавливать их рядом,
- делать простое перекрытие,
- замыкать не очень большое пространство,
- воспроизводить показанные 8 – 10 построек,
- узнавать и называть постройки (башня, машина, стол, стул, кровать, лесенка, домик).
В период с 2 до 3 лет внимание детей становится все более устойчивым, расширяются познавательные и коммуникативные навыки. Дети в этом возрасте могут освоить:
- накладывание четырёх-пяти кирпичиков, кубиков друг на друга;
- укладывание кирпичиков в ряд большой плоскостью на столе;
- постановку кирпичика вертикально на меньшую плоскость;
- образование многорядных простых перекрытий.
В возрасте 3-4 лет дети могут:
- называть строительные детали,
- воспроизводить постройки комбинированием уже знакомых форм,
- определять устойчивость деталей в зависимости от их расположения на плоскости,
- могут располагать кирпичики и пластины вертикально по кругу или и по четырёхугольнику (забор, ворота),
- изменять постройки, надстраивая их высоту и длину.
На пятом году жизни конструктивная деятельность значительно усложняется и преобразуется:
- становится важным качество выполненных сооружений,
- увеличивается сложность постройки,
- доступно украшение мелкими деталями,
- детали группируются по цвету для разных частей постройки;
- используются слова, обозначающие пространственные отношения (дверь впереди, крыльцо слева, окно справа от двери);
- используются бруски, цилиндры разного размера, пластины короткие и длинные, узкие и широкие;
- точное следование образцу,
- на первый план выходит конструирование, а уже вокруг изделия формируется игра.
У детей-дошкольников 5 – 6 летнего возраста появляются определенные особенности в конструктивной деятельности:
- способность анализировать постройку и рассказать о ней;
- образец уже используется примерный;
- в основе проявляются словесные методы обучения, такие как описание, напоминание, беседа;
- придумывают свой вариант постройки, подглядывают друг у друга конструктивные решения.
В 6 – 7 лет ребёнок выходит на качественно новый уровень:
- растет роль коллективной работы;
- образец нужен только, чтобы показать какой-то новый приём конструирования;
- используются для строительства чертежи, схемы, рисунки;
- проявляется конструирование по замыслу;
- ребенок может представить и рассказать, какой будет будущая конструкция, какой материал потребуется.
Конструируйте вместе с ребенком! Развивайте его потенциал! Готовьте через игру к обучению в школе!