Найти в Дзене
Artur Clark

Пять ярких графических романов, определяющих этот жанр

Оглавление

Для того, кто не по наслышке знаком о графическом романе, составление списка из пяти лучших за все время является сложной задачей. Дело не только в том, как составляется такой список, принимая мучительные решения о том, каких фаворитов исключить, но и в том, что он поднимает сложные вопросы определения. То, что этот термин относится не только к художественной литературе, но и к жизнеописанию, как и во всех мемуарах, дневниках и т. д., принимается, но за пределами этого существует мало общего.

Если существует несколько томов (как в случае с Песочным Человеком Нила Геймана или серией братьев Эрнандес "любовь и ракеты"), следует ли считать всю серию одним эпическим графическим романом или только отдельные тома должны быть приемлемы?

А как насчет такой книги, как "Дневник девочки-подростка" Фиби Глокнер (2002), которая рассказывает историю авторского альтер-эго, Минни, через сочетание дневниковых записей в прозе, иллюстраций с подписями, рассказов комиксов, писем, стихов и фотографий? Или документальная журналистика Джо Сакко из комиксов?

Мы выбрали пять книг, которые многие считают центральными для канона графического романа. Все они-богато текстурированные, мощные, нюансированные книги, которые сразу же привлекают внимание, но также вознаграждают повторное перечитывание.

1. Хранители (1987)

-2

"Хранители" Алана Мура и Дэйва Гиббонса работают на очень многих уровнях – это, среди прочего, история любви, комментарий к политике холодной войны и исследование фундаментальных философских и этических вопросов.

Watchmen-это дань уважения – и деконструкция-классическому повествованию комиксов супергероев, которое, в свою очередь, вдохновило многочисленные последующие редакции жанра, от Pixar The Incredibles (2004) до сюжетной линии Marvel Comics (а позже MCU) Avengers civil war.

Смещая точки зрения, нарушая хронологию, наслаивая тексты внутри текстов, Watchmen - это чрезвычайно амбициозное повествование, которое раскрывает новые детали с каждым новым чтением. Это тоже увлекательное чтиво.

2. Маус (1991)

Шедевр Арта Шпигельмана "Маус", вероятно, сделал больше, чем любой другой графический роман, чтобы заставить читателей и критиков серьезно относиться к этому жанру.

Это история отца автора, Владека, который пережил Освенцим, а также история отношений Шпигельмана с ним. Спорно представляя евреев как антропоморфизированных мышей, на которых охотятся немецкие люди-кошки и которых часто предают польские люди-свиньи, Маус тем не менее сопротивляется стереотипам. Роман представляет и его автора, и его отца как ущербных, сложных личностей, которые по-разному борются с наследием травмы, которая дает о себе знать в каждом аспекте их жизни.

3. Призрачный Мир (1997)

Призрачный мир Дэниела Клоуза-самый короткий и на первый взгляд самый простой из моих вариантов. Это горько-сладкая история дружбы и постепенного отчуждения недавних выпускников средней школы Энид и Бекки.

Циничная и ранимая, с сардоническим чувством юмора и ностальгической жилкой, Энид отчасти является портретом художника в виде молодой девушки, борющейся со своей сексуальностью, этнической принадлежностью и противоречивыми ожиданиями от самой себя.

Но призрачный мир также является мощным напоминанием о том, каково это-дрейфовать, подобно призраку, через невзрачную, бездушную городскую среду, которая сама по себе призрачна. Полный причудливых персонажей и запоминающихся образов, Призрачный мир умудряется, как это ни парадоксально, ярко и увлекательно изображать скуку и тоску.

4. Джимми Корриган, самый умный ребенок на Земле (2000)

-3

"Джимми Корриган" Криса Уэра был первым графическим романом, удостоенным главных литературных премий по обе стороны Атлантики-американской книжной премии и первой книжной премии Guardian.

Подобно сторожам, Джимми Корриган имеет сложную, нелинейную структуру и подрывает традиционные представления о (супер)героизме. Как и Маус, это книга об отцах и сыновьях; и как в мире призраков, в ней есть главный герой, который бесцельно дрейфует по жизни, отчужденный от окружающего мира.

И все же она визуально и формально более радикальна, чем любая другая книга из этого списка. Темная палитра и ландшафтный формат Криса Уэра, а также его использование диаграмм, инструкций и определений делают книгу, как объект и текст, весьма необычной. С точки зрения повествования Уэр также является великим новатором – отсутствие экспозиции и нумерации страниц, резкие переходы между историческим повествованием, сосредоточенным на дедушке Джимми, и современным повествованием, сосредоточенным на Джимми,использование сюрреалистических последовательностей сновидений и нарушение традиционной последовательности панелей-все это делает Джимми Корригана сложным.

5. Веселый Дом (2006)

Веселый дом — Элисон Бехдель-это застенчивый литературный роман о достижении совершеннолетия, который отдает дань уважения Джеймсу Джойсу, Марселю Прусту и Оскару Уайльду, среди прочих.

Это трогательные мемуары об отношениях автора с ее отцом, чья странная сексуальность находит отклик в ее лесбиянстве и чье (возможное) самоубийство преследует книгу.

Адаптированный как отмеченный наградами мюзикл, Fun Home достиг аудитории, которая, возможно, никогда не сталкивалась с бестселлером графического романа. Тем не менее, хотя Fun Home The musical-это весело, так же, как и экранизации Watchmen и Ghost World, он не может полностью отдать должное сложности оригинала.

Я надеюсь, что чтение этих названий продемонстрирует любому новичку, что это не просто великие графические романы, но и великие произведения искусства. Термин "графический роман" был первоначально использован для того, чтобы придать интеллектуальную убедительность тому, что ранее рассматривалось как тривиальная форма развлечения, предназначенная в первую очередь для детей. Но перечисленные выше работы соперничают со всем, что было сделано в романной форме за тот же период – некоторые из самых новаторских и захватывающих работ в художественной литературе и жизнеописании делаются прямо сейчас в графической форме романа.