Найти тему
Мир необычных детей

Как ребенка подготовить к школе?

Оглавление
фото взято из Яндекс-картинки
фото взято из Яндекс-картинки

После освоения ребенком дошкольного образования, а в некоторых случаях домашнего обучения встает вопрос о дальнейшем его обучении в школе. Если в дошкольном возрасте основным видом деятельности была игра, то в школе на ее место приходит учебная деятельность. Готов ли ребенок к таким переменам? Достаточный ли у него багаж знаний для поступления в школу? Безусловно, каждый родитель хочет чтоб его ребенок учился хорошо, грамотно писал и быстро читал, но при этом оставался здоровым, да и в будущем чтоб стал успешным человеком. Это все зависит от того, насколько ответственно подойти к этому делу. Важно подготовить ребенка к школе психологически, социально, физически.

По каким направлениям необходимо готовить ребенка? На что обратить внимание? Давайте разберемся вместе.

Что ребенок должен знать и уметь перед поступлением в школу?

  • Физическая готовность: хорошее крепкое здоровье; развитость физических качеств ( ловкость, быстрота, сила, выносливость и др.); хорошая сопротивляемость к заболеванием; развитая мелкая моторика ( в т.ч. уметь правильно пользоваться карандашом, кисточками, ручкой). Уметь обращаться с ножницами ( резать, вырезать по контуру фигуры). Уметь заштриховывать и раскрашивать в контуре.
  • Психологическая готовность: ребенок хорошо организован, дисциплинирован, у него уважительное отношение ко взрослым, умеет контролировать свое поведение, умеет слушать собеседника, активно вступать в диалог, умение отстаивать свое мнение, имеет представление о своих обязанностях и выполняет их, сформирована мотивация и интерес к учебной деятельности, достаточный уровень самообслуживания (одевается и раздевается сам, кушает самостоятельно, складывает свою одежду, следит за чистотой своей одежды.
  • Интеллектуальная готовность.

Сформированность элементарных математических представлений:

Прямой и обратный счет в пределах 10. Счет в пределах 20 без операций над числами. Понимание отношений между числами (пример: 6 больше чем 3..). Умеет увеличивать и уменьшать на 1 в пределах 10. Ориентироваться на листе бумаге и уметь располагать предметы в соответствии с заданным направлением (в левой верхнем углу, посередине и т.д.). Знание основных геометрических фигур. Умение решать простые арифметические задачки. Знание дней недели и их последовательность. Умение делить предмет на равные части (2-8 частей). Решение примеров на наглядной основе.

Окружающий мир:

Ребенок имеет представление о характеристике предметов, о свойствах и качествах материалов (стекло, дерево, железо и др.). Имеет представление о: животных, транспорте, птицах, рыбах, деревьях, цветах и др. Выделять части предмета ( у дерева -ствол, ветки; у белочки- хвост, туловище, голова и т.д.).Знание о временах года, месяцах и их очередность, умение выделять признаки каждого сезона. Уметь находить общие черты в предметах и их отличие.

Ребенок должен понимать разницу между понятиями: улица, город, страна; право-лево-верх-низ и ориентироваться на своем теле.

Речевое развитие:

Ребенок должен уметь вступать и вести диалог; составлять простые предложения по картинке, игрушке; знать гласные-согласные, их характеристики, а таже уметь определять количество звуков в слове, и находить место звука в слове. Уметь составлять рассказ из личного опыта, по сюжетной картинке, о предмете; внятно и отчетливо произносить звуки.

А таже ребенок должен знать алфавит и уметь читать простые короткие тексты, писать буквы и слова.

Как подготовить ребенка к школе? Советы.

  • Питание, залог здоровья. Когда самочувствие хорошее, стойкий к заболеваниям иммунитет, то и повысится эффективность занятия/урока (ребенка не будут беспокоить соматические заболевания, болезни и др.). Подробнее в моей предыдущей статье Мои рекомендации по правильному питанию.
  • Социальное развитие. Необходимо общаться с ребенком, рассуждать, вместе наблюдать, анализировать и делать выводы. Учите ребенка вести диалог: не перебивать, слушать собеседника и уметь не только отвечать на вопросы, но и задавать их. Учите пользоваться "волшебными словами" и быть отзывчивым, умению приходить на помощь. Обсуждайте вместе сказки, мультфильмы. Интересуйтесь мнением ребенка. Учите рассказывать о своих ощущениях, что его беспокоит. Посещайте кружки, секции, ходите на детские площадки, где много детей, так ребенок будет развивать свое общение и учиться взаимодействовать с другими детьми.
  • Физическое развитие. Отличный вариант -подвижные игры с чередованием игр с малой подвижностью ("Краски", Догонялки, Цепи кованы, "Два мороза" , игры в мяч, пользоваться скакалкой и др.). Можно посещать спортивные секции (плавание, художественная гимнастика, легкая атлетика и др.), играть в спортивные игры (футбол, хоккей и др.). Если нужно снять физическое напряжение и расслабиться, то хорошо подойдет занятие йогой. Учите ребенка чувствовать свое тело и развивайте вестибулярный аппарат(хорошо подойдут занятия на балансирных досках, карусели, качели).
пример балансира и
пример балансира и

Творчество. Занятия рисованием, лепкой, конструированием из кубиков и конструктора; вырезайте по контуру; раскрашивайте в контуре. Можно заниматься и дополнительно: музыкой, танцами, плетением и др. Развивайте положительное отношение к своему продукту деятельности, обсуждайте результаты, поощряйте ребенка; разыгрывайте пальчиковые театры, сценки, озвучивайте персонажей, пойте детские песни и танцуйте. Все это заметно расширит знания ребенка,а такие занятия поспособствуют активизации речи, развитию мелкой моторики, творческих способностей.

  • Окружающий мир. Про окружающий мир ребенок может узнать из сказок, мультфильмов. А также можно посещать музеи, выставки, рассматривать картинки и обсуждать их, разгадывать загадки, наблюдать за явлениями окружающей среды, выделять признаки (погода, сезоны года и др.). Например: вы изучаете деревья, посмотрите картинки деревьев, их листочки, плоды, на прогулке рассмотрите деревья вблизи, потрогайте, соберите гербарий. Дома можно сделать поделку из листьев, слепить дерево, нарисовать.
  • Сюжетно-ролевая игра "Школа". Как никак лучше подготовит ребенка к учебной деятельности. Игра покажет ребенку школьную атмосферу, расскажет о правилах пребывания в школе. Ребенок сможет примерить роль учителя/ученика и др. работника школы, узнает основную деятельность и функции каждого, а в игре это будет легко, интересно и занимательно. Можно играть как с семьей, так и может быть самостоятельной игрой ребенка ( рассадит игрушки за стол, раздаст тетради и будет учить их, раздавать указания, ставить оценки и др.).
  • Не забывайте и о развитии мышления/ интуиции/логики. Решайте простые логические задания, ребусы, загадки, шарады, детские кроссворды, пусть ребенок находит лишние предметы и объясняет почему лишние, составляет аналогии и т.д. Тренируйте работу двух полушарий (лабиринты для развития межполушарного взаимодействия обеих рук, учите рисовать противоположной рукой), повторять движения пальцев обеими руками, поочередно и в обратном порядке (пример: одна рука загибает пальцы от большого к мизинцу, другая наоборот). Упражнения пля пальцев рук может задавать взрослый, а ребенок повторять. Такая нейрогимнастика активизирует работу головного мозга, задействует его резервные возможности, развивает интуитивные способности. Для развития интуиции играйте с ребенком в игру "Угадайка" ( в какой руке игрушка, орел или решка и стат.п.). Упражнения на визуализацию (можно лечь удобно, закрыть глаза и пофантазировать на любую тему, уделяя внимание деталям, эмоциям, "прочувствовать" объект). Не помешает освоить практики детской медитации. Играйте в игры на ориентировку в пространстве, по карте ("Найди клад", "Секретик").
примеры заданий на межполушарное взаимодействие
примеры заданий на межполушарное взаимодействие

Закрепляйте каждый пройденный материал, задавайте вопросы, показывайте картинки, пусть ребенок угадывает названия, рассказывает что запомнил. Тогда у ребенка сложится полная картина происходящего вокруг, он будет рассуждать, видеть и наблюдать детали, знать и выделять признаки и явления.

Занятия должны проводиться ежедневно от 15 мин и постепенно увеличивая время. Атмосфера в доме должна быть спокойной, доброжелательной. Родителям желательно быть вовлеченными в процесс развития ребенка, поддерживать его, направлять и мотивировать к учебной деятельности, развивайте активность и самостоятельность ребенка, и тогда он будет готов психологически, физически и социально к школе.

Спасибо за внимание) Оставляйте свои комментарии, делитесь опытом, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал)