У инспекторов есть несколько секретных систем. Им теперь даже не обязательно приходить с выездной проверкой. Они могут уже на камеральной проверке найти ошибки и сомнительные сделки. После этого урока вы узнаете, откуда инспекторы берут информацию во время камералок, почему рассылают так много требований и как на них отвечать.
Система «АСК НДС»
Все декларации по НДС налоговики загружают в единую федеральную программу "Система управления рисками "АСК НДС"". Она сопоставляет счета-фактуры в декларации поставщика и покупателя. Если выявляет расхождения, то направляет компаниям требование сдать пояснения или уточненку. Программа анализирует показатели счетов-фактур и строит цепочки движения товаров от продавцов к покупателям. В итоге инспекторы видят разрывы по всей цепочке сделок.
Например, вы заявили вычет, а ваш поставщик не отчитался вовремя по выставленному счету-фактуре. Тогда инспекторы посчитают, что вы претендуете на вычет незаконно, и запросят пояснения у вас и контрагента.
После того как появилась система "АСК НДС", инспекторы стали легко находить ошибки и расхождения в декларациях по НДС, в том числе с контрагентами, и массово рассылать автотребования. Если вы с этим столкнулись, схема ниже поможет подготовить ответ.
Схема. Как действовать, если вы получили автотребование по НДС из налоговой
Налоговики выпустили новую версию программы. Она отслеживает движение денежных потоков по счетам компаний и физлиц. На основании отчета "АСК НДС" теперь могут заводить уголовное дело о неуплате налогов. Ранее Следственный комитет запрашивал документы контрагентов, проводил сверку и анализировал данные. Теперь, если программа заподозрила уклонение от уплаты налога по любой схеме, ее распечатки будет достаточно, чтобы завести уголовное дело.
АИС «Налог»
Данных о счетах-фактурах налоговикам недостаточно. Инспекторы анализируют платежи компаний, чтобы доказать незаконные вычеты. Они проверяют, платит ли поставщик НДС в бюджет. Смотрят, перечислил ли покупатель оплату за товары. И анализируют движение денег по всей цепочке сделок. Для этого налоговикам раньше приходилось запрашивать у банка выписки. А теперь им достаточно посмотреть информацию о платежах в АИС «Налог».
Автоматизированная информационная система «Налог-3» ̶ это единая информационную система ФНС. Туда поступают данные отчетности по ТКС, ответы на запросы налоговиков в электронном виде, данные о платежах из банков и т. д. АИС «Налог-3» дает возможность компаниям и предпринимателям:
- проще взаимодействовать с ФНС электронным способом;
- соблюдать сроки, отвечая на запросы;
- не сдавать одни и те же отчеты в налоговую и другие ведомства.
ИФНС при помощи деклараций по НДС и банковских выписок сравнивает данные заявленных оплаченных сумм НДС.
Пример
Инспекторы выяснили, что компании поставщика нет в ЕГРЮЛ или она не представляет налоговую отчетность. Значит, поставщик не платит НДС в бюджет, и у покупателя нет права на возмещение. Это так называемый «разрыв по НДС». Компании, которая заявила такой НДС к вычету, ИФНС сразу направляет требование представить документы по такой операции (п. 8.1 ст. 88 НК).
Сбои в АИС «Налог-3» становятся причиной того, что отчетность зависает со статусом «Отправлено» или возвращается из-за несуществующих ошибок. Зачастую ошибки, о которых сообщает ИФНС, вообще не имеют отношения к сданному ранее отчету.
Пример
После отправки декларации по НДС пришло уведомление из налоговой: «Присутствуют расхождения в персонифицированных сведениях о застрахованных лицах». Если вы столкнулись с такой проблемой, то лучше дать пояснения, что в декларации нет таких сведений и соответственно расхождений.
Случаются в программе налоговиков сбои, которые приводят к недостоверности данных, например, в выписке ЕГРЮЛ. По этой причине могут не принять отчеты.
Пример
Программа налоговиков «подтягивает» в выписку ЕГРЮЛ чужие сведения о руководителях, из-за чего не принимает правильные отчеты. Или в программе «слетают» сведения о самом налогоплательщике либо о его уполномоченных сотрудниках. В результате ИФНС присылает отказ, так как программа считает верные сведения о доверенности недействительными. В такой ситуации сделайте копии доверенности и учредительных документов, приказа о назначении руководителя и поясните, что в системе некорректные данные.
Как правило, в таких ситуациях налоговики просят уточнить ранее сданный отчет или явиться в инспекцию для дачи пояснений. Игнорировать вызов в инспекцию не стоит. А вот сдавать уточненку не советуем – потом налоговики все равно могут заблокировать счет и оштрафовать за несданный первичный отчет.
Если в устной беседе с инспекторами решить вопрос не удастся, направьте в налоговую письменное заявление. Приложите к нему протоколы спецоператора, которые будут свидетельствовать о том, что отчет вы отправили вовремя и в установленном формате.
Теперь вы знаете, как инспекторы находят ошибки в вашей отчетности и как отвечать на требования.