Найти в Дзене
Love@

Как подготовиться к камеральной проверке, если о вас знают из секретных источников

Оглавление

У инспекторов есть несколько секретных систем. Им теперь даже не обязательно приходить с выездной проверкой. Они могут уже на камеральной проверке найти ошибки и сомнительные сделки. После этого урока вы узнаете, откуда инспекторы берут информацию во время камералок, почему рассылают так много требований и как на них отвечать.

Система «АСК НДС»

Все декларации по НДС налоговики загружают в единую федеральную программу "Система управления рисками "АСК НДС"". Она сопоставляет счета-фактуры в декларации поставщика и покупателя. Если выявляет расхождения, то направляет компаниям требование сдать пояснения или уточненку. Программа анализирует показатели счетов-фактур и строит цепочки движения товаров от продавцов к покупателям. В итоге инспекторы видят разрывы по всей цепочке сделок. 

Например, вы заявили вычет, а ваш поставщик не отчитался вовремя по выставленному счету-фактуре. Тогда инспекторы посчитают, что вы претендуете на вычет незаконно, и запросят пояснения у вас и контрагента.

После того как появилась система "АСК НДС", инспекторы стали легко находить ошибки и расхождения в декларациях по НДС, в том числе с контрагентами, и массово рассылать автотребования. Если вы с этим столкнулись, схема ниже поможет подготовить ответ.

Схема. Как действовать, если вы получили автотребование по НДС из налоговой 

-2

Налоговики выпустили новую версию программы. Она отслеживает движение денежных потоков по счетам компаний и физлиц. На основании отчета "АСК НДС" теперь могут заводить уголовное дело о неуплате налогов. Ранее Следственный комитет запрашивал документы контрагентов, проводил сверку и анализировал данные. Теперь, если программа заподозрила уклонение от уплаты налога по любой схеме, ее распечатки будет достаточно, чтобы завести уголовное дело.

АИС «Налог»

Данных о счетах-фактурах налоговикам недостаточно. Инспекторы анализируют платежи компаний, чтобы доказать незаконные вычеты. Они проверяют, платит ли поставщик НДС в бюджет. Смотрят, перечислил ли покупатель оплату за товары. И анализируют движение денег по всей цепочке сделок. Для этого налоговикам раньше приходилось запрашивать у банка выписки. А теперь им достаточно посмотреть информацию о платежах в АИС «Налог».

Автоматизированная информационная система «Налог-3»   ̶  это единая информационную система ФНС. Туда поступают данные отчетности по ТКС, ответы на запросы налоговиков в электронном виде, данные о платежах из банков и т. д. АИС «Налог-3» дает возможность компаниям и предпринимателям:

  • проще взаимодействовать с ФНС электронным способом;
  • соблюдать сроки, отвечая на запросы;
  • не сдавать одни и те же отчеты в налоговую и другие ведомства.

ИФНС при помощи деклараций по НДС и банковских выписок сравнивает данные заявленных оплаченных сумм НДС. 

Пример
Инспекторы выяснили, что компании поставщика нет в ЕГРЮЛ или она не представляет налоговую отчетность. Значит, поставщик не платит НДС в бюджет, и у покупателя нет права на возмещение. Это так называемый «разрыв по НДС». Компании, которая заявила такой НДС к вычету, ИФНС сразу направляет требование представить документы по такой операции (п. 8.1 ст. 88 НК).

Сбои в АИС «Налог-3» становятся причиной того, что отчетность зависает со статусом «Отправлено» или возвращается из-за несуществующих ошибок. Зачастую ошибки, о которых сообщает ИФНС, вообще не имеют отношения к сданному ранее отчету. 

Пример
После отправки декларации по НДС пришло уведомление из налоговой: «Присутствуют расхождения в персонифицированных сведениях о застрахованных лицах». Если вы столкнулись с такой проблемой, то лучше дать пояснения, что в декларации нет таких сведений и соответственно расхождений.

Случаются в программе налоговиков сбои, которые приводят к недостоверности данных, например, в выписке ЕГРЮЛ. По этой причине могут не принять отчеты.

Пример
Программа налоговиков «подтягивает» в выписку ЕГРЮЛ чужие сведения о руководителях, из-за чего не принимает правильные отчеты. Или в программе «слетают» сведения о самом налогоплательщике либо о его уполномоченных сотрудниках. В результате ИФНС присылает отказ, так как программа считает верные сведения о доверенности недействительными. В такой ситуации сделайте копии доверенности и учредительных документов, приказа о назначении руководителя и поясните, что в системе некорректные данные.

Как правило, в таких ситуациях налоговики просят уточнить ранее сданный отчет или явиться в инспекцию для дачи пояснений. Игнорировать вызов в инспекцию не стоит. А вот сдавать уточненку не советуем – потом налоговики все равно могут заблокировать счет и оштрафовать за несданный первичный отчет.

Если в устной беседе с инспекторами решить вопрос не удастся, направьте в налоговую письменное заявление. Приложите к нему протоколы спецоператора, которые будут свидетельствовать о том, что отчет вы отправили вовремя и в установленном формате.

Теперь вы знаете, как инспекторы находят ошибки в вашей отчетности и как отвечать на требования.

-3