Пожалуй, одна из самых злободневных тем сегодня. Все говорят об изменениях, начиная от привычек людей соблюдать правила гигиены, методов покупки товаров, общения и работы, вплоть до образа и отношения к жизни в целом.
Изменения, конечно, произойдут во всех сферах, и мир не будет прежним. Однако человеческая природа так быстро не меняется, и базовые процессы будут ещё долго в процессе эволюции.
Пример этому - анализ запросов на саморазвитие и обучение. В первые недели карантина это был едва ли не самый популярный вопрос в поисковых системах, и можно было только порадоваться приоритетам и фокусам коллег. Но потом энтузиазм начал затихать, и объем хотелок на развивающие активности вернулся в свое обычное русло.
📣 О чем это говорит? Как будут далее действовать сотрудники и компании?
📌 По большому счету, нарисовались четкие стратегические направления изменений:
▪️ уменьшились страхи: онлайна; что без контроля никто ничего не делает; утечки информации...
▪️ в разы выросла скорость изменения ит сервисов
▪️ появился огромный потенциал снижения площади офисов и расширения возможностей для удаленных работников
▪️ как результат, для части профессий удалёнка станет привычным рабочим методом, другие вернутся в офисы и образуется гибридная модель, когда от текущих сотрудников классического офиса, 50-60% уже никогда туда не вернутся
▪️ отдельная категория людей в режиме удалёнки сможет работать на почасовых графиках, совмещая работу с другими делами
▪️ будут появляться качественные ИТ сервисы для онлайн общения и обучения. Причем вырастет количество сервисов и для неформального общения и развлечений
▪️ документооборот, в том числе кадровый точно уйдет в онлайн, так что случится наконец и то, о чем мы так давно мечтали.
Как и любой кризис, текущая ситуация убила или откатила на много лет назад несколько ранее успешных индустрий (развлечения, туризм и ТП). Но вместе с тем, создала огромные возможности для роста новых. И для стартапперов в актуальных областях сейчас есть шанс показать себя и раскрутиться за очень короткое время.
Будет расти объем онлайн образования. Мы не очень верим в эффективность перехода образования школьников и студентов полностью в онлайн, но элементы онлайна точно станут частью системы образования.
Для корпоративного образования онлайн точно станет более актуальным, так как по состоянию экономики мало какие компании смогут себе в ближайшее время позволить большие объемы очного обучения. Качество онлайн обучения будет расти.
Совещания, конференции точно переедут в онлайн, и процентов на 70-80% будут проходить без очного присутствия. Все очные мероприятия останутся в виде больших бенефитов для узкого круга людей с гораздо более низкой частотой проведения.
Внутри компаний будут сильнее развиваться веллнесс программы. Спортивные и ЗОЖ мероприятия в онлайн и оффлайн формате будут использоваться для общения и сплочения удаленных коллективов.
Успешными руководителями останутся те, кто сможет сплачивать, вдохновлять и эффективно организовывать удаленные команды. Сохранит и поддержит человеческое общение и чувство плеча в работе.
Второй важной компетенцией останется скорость изменения и принятия решений. В меняющейся экономике нужны решительные шаги, чтобы твой бизнес рос и развивался. И если компания не планирует полностью переходить на роботов, то критически важными станут функции внутренних коммуникаций, задача которых - помочь бизнесу транслировать и каскадировать информацию на всех сотрудников компании.
Должна возрасти частота и периодичность коммуникации, должно возрасти количество инфо поводов, появятся новые регулярные онлайн форматы. Причем в онлайне должны появиться и неформальные встречи с руководством. Мы бы рекомендовали запуск регулярных инструментов для сбора и анализа обратной связи от сотрудников и гибкой системы льгот в отличии от текущих стандартных программ. Флешмобы, видео соревнования, конкурсы для сотрудников, дающие одинаковые условия участия для онлайн и оффлайн аудитории, будут крайне актуальны.
🔺Ну и главный наш совет дорогим коллегам HRам: если революцию нельзя остановить, то ее нужно возглавить. И в период изменений роль нашей функции очень высока! Так что наблюдайте за своими бизнесами, быстро диагностируйте сложности, генерите и внедряйте решения, строго следите за затратами и оценивайте эффективность каждого шага!