ОБСЕССИИ и КОМПУЛЬСИИ
Звучит прикольно, но приятного мало.
Распространение ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство) в популяции принято считать 2-3% (до 5% у некоторых авторов). По моим ненаучным оценкам – гораздо больше. В разы.
Что это такое?
Я не врач, поэтому могу себе позволить не вполне корректные упрощения.
Так вот, если простыми словами, то обсессии – это наши навязчивые мысли (от слова – блокада, охват). А компульсии, соответственно – наши навязчивые действия (от слова принуждение).
По контексту понятно, что и мысли, и действия, как правило, не особо приятные. Никого из читателей не мучило ощущение того, что вроде бы забыл выключить утюг или газовую плиту? Если пару раз мучило, то вовсе не обязательно вы страдаете ОКР:). Может, вы реально забыли выключить.
А вот если подходите проверить, вытащили ли вы вилку из розетки, и одного взгляда оказывается недостаточно (несколько подходов, да еще и рукой пощупаете), то да, симптомчик присутствует. Опять-таки, симптомчик - не обязательно ОКР, который вообще-то уже СИНДРОМ, то есть, целая семейка характерных симптомов.
Тут надо отметить, что мы про ОКР сейчас говорим с юмором, в то время как больному бывает совсем не смешно. Те же ИПОХОНДРИЧЕСКИЕ ФОБИИ (например, боязнь злокачественного образования) могут в тяжелых случаях инвалидизировать физически здорового человека. Рака при этом у человека абсолютно нет, но его жизни не позавидуешь. Болезнь его выдумана, однако ощущения беды настоящие.
Или воспоминания из юности, когда я еще собирался стать доктором. Девушка 16 лет, уже талантливая пианистка, так боялась микробов, и так часто мыла руки, что стирала ладони до крови. При этом ее интеллект оставался сохранным, что только ухудшало ее настроение. Какая уж тут счастливая юность…
И что, неужели все так безысходно?
К счастью, нет.
Если ОКР не отягощен (и не является следствием) шизофрении и других тяжелых психических заболеваний (они требует совсем других схем лечения), то управа на него есть.
В сложных случаях лучше найти хорошего психиатра, вооруженного всеми новинками современной фармакологии: атипичными, легко переносимыми нейролептиками, и антидепрессантами последних поколений, в том числе – так называемыми ИОЗС, ингибиторами обратного захвата серотонина в синаптических щелях.
Оказывается, как это ни обидно нам, венцам творения, слышать, наши эмоции управляются вполне конкретными (правда, очень сложными) биохимическими процессами. Крохотные белки-моноамины, передавая нервные импульсы от нейрона к нейрону, делают нас веселее и добрее. Или, наоборот, агрессивнее и тревожнее. И таких отмычек к нашему мозгу более полусотни.
Если этот психиатр не фанат таблеток, то он не забудет и про психотерапию, в том числе, про упомянутую выше когнитивно-поведенческую. А мы, не врачи, даже и упоминать всуе не будем всякие нейролептики да прочие психотропы.
Технологий «безмедикаментозной» борьбы – масса. Например – приостановка мышления, была такая модная тема. Пациент «раскручивает» вслух свои тягомотные обсессивные мысли, а психолог криком «Стоп!» пытается их разорвать. Я намеренно упрощаю и утрирую ситуацию. Возможно, потому, что не очень верю в метод.
По моим наблюдениям, гораздо более действенен метод управляемых ритуализаций, не убивайте за мой термин. «Как??? – вскричат сейчас настоящие врачи. - Больной и так весь в ритуализациях! Это ж типичные компульсии! А вы ему еще хотите добавить?».
Хочу.
Но только ритуализации, в отличие от имеющихся вредных, должны быть полезные.
Например, боитесь оставить включенным газ? Введите перед уходом из дома ритуал фотографирования на телефон газового крана. Когда прихватит страх – посмотрите на фото.
Это, так сказать, ситуативный ритуал. Но должны быть и специальные утренние ритуалы – помните теплую воду из предыдущей заметки? Плюс ненапряжная зарядка. Плюс прогулка. Плюс молитва для верующих. Но - каждый день. И если вам приятнее в определенной последовательности – то пусть будет определенная последовательность.
И, конечно, ответные ритуалы на очередной внезапно напавший страх. Пришла плохая мысль – немедленно 10 раз глубоко подышать носом. Или, как опять же я писал в предыдущем материале, обеспечить себе трех-пятиминутную физическую расслабленность, которая также снимает тревожность.
Вообще же мне нравится идея ОТВЕТНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Это дает пациенту ощущение защищенности. Ощущение того, что от него самого многое зависит.
Например, есть такое отвратное дело, как бессонница (кстати, бессонница и депрессия всегда ходят в обнимку). Человек до утра лежит и мучается в кровати, не в силах уснуть.
Так вот, не можете уснуть – введите ритуал немедленного подъема. И, поднявшись среди ночи, постарайтесь заняться тем, что приятно, и на что обычно не хватало времени. Вот он, замечательный момент для поедания шоколада (одну дольку, но медленно и с удовольствием). Перестанете бояться бессоницы – начнете нормально спать.
На сегодня ненаучных заметок хватит. А если у кого-то возникли вопросы – задавайте, над ответами подумаем вместе.