ТРИЗ-педагог Алла Нестеренко рассказывает об играх, которые помогают учить детей решать проблемы.
Сегодня поговорим об игре, которая была придумана в 50-х годах прошлого века. В образовательный контекст игру ввели физики, которые учили таким образом детей исследовательской деятельности. Потом ее очень активно подхватили ТРИЗ-педагоги и описали, как с ее помощью учить искать сильное решение проблемы.
По моему мнению, сегодня это центральная образовательная игра.
В неё часто играют педагоги и родители, которые занимаются развивающим обучением.
Игра «Да-нет».
Правила простые.
Ведущий загадывает какой-то объект или ситуацию. Остальные должны отгадать, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «да», «нет» или «не имеет значения».
Например, я загадала какое-то животное. Меня могут спросить «это млекопитающее», «это насекомое» и т.д.
Важная задача в игре – построить вопросы так, чтобы найти ответ за меньшее количество вопросов.
Для детей в начальной школе ввожу соревновательный элемент.
Вы играете против меня. Если за 5 вопросов вы угадали, то вы выиграли; если за семь, то ничья; если за большее количество вопросов, то я у выиграла.
Что дает эта игра.
- Игра учит задавать сильные вопросы.
Для того, чтобы понять, как быстро прийти к загаданному объекту, нужно отнести загаданный объект к какой-то группе. Соответственно нужно мысленно разделить объекты на две или несколько больших групп. И это уже обучение классификации.
2. В зависимости от возраста ребенка в игру можно играть по-разному.
Начинать играть можно уже с трехлетками.
Расставляем в ряд игрушки и учим правилу «найди серединку, убери половинку». Если перед ребенком в ряд стоит мышка, машинка, мишка и еще сколько-то игрушек, он обозначает для себя условную середину и спрашивает «эта игрушка с этой стороны от машинки». Если ему отвечают «нет», ребенок понимает, что загаданный объект находится с другой стороны и дальше для себя делит этот ряд.
И таким образом ставится первое представление о том, как сужать поисковое поле.
3. В зависимости от возраста таким же образом можно разгадывать:
- ситуацию
- физические эффекты
- исторические события и т.д.
Очень интересно, когда даже взрослые люди играют в игру впервые и отгадывают, например, историческое событие. По тому, какие вопросы задаются, становится понятно, насколько они адекватно изучали историю и понимают ли, как устроено знание об историческом событии.
В итоге, если регулярно играть в эту игру, ребенок учится выстраивать свою систему знаний.
Игра «Да-нет» - попробуйте поиграть с детьми!
Искренне благодарим, что прочитали. Если тема для Вас интересная, поддержите - поставьте лайк и подпишитесь на наш блог.
#развитие детей #дома нескучно #игры для развития #развивающие игры #обучение через игру