Найти в Дзене

Как через игру научить ребенка выстраивать свою систему знаний?

ТРИЗ-педагог Алла Нестеренко рассказывает об играх, которые помогают учить детей решать проблемы.

Сегодня поговорим об игре, которая была придумана в 50-х годах прошлого века. В образовательный контекст игру ввели физики, которые учили таким образом детей исследовательской деятельности. Потом ее очень активно подхватили ТРИЗ-педагоги и описали, как с ее помощью учить искать сильное решение проблемы.

По моему мнению, сегодня это центральная образовательная игра.

В неё часто играют педагоги и родители, которые занимаются развивающим обучением.

Игра «Да-нет».

Правила простые.

Ведущий загадывает какой-то объект или ситуацию. Остальные должны отгадать, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «да», «нет» или «не имеет значения».

Например, я загадала какое-то животное. Меня могут спросить «это млекопитающее», «это насекомое» и т.д.

Важная задача в игре – построить вопросы так, чтобы найти ответ за меньшее количество вопросов.

Для детей в начальной школе ввожу соревновательный элемент.

Вы играете против меня. Если за 5 вопросов вы угадали, то вы выиграли; если за семь, то ничья; если за большее количество вопросов, то я у выиграла.

Что дает эта игра.

  1. Игра учит задавать сильные вопросы.

Для того, чтобы понять, как быстро прийти к загаданному объекту, нужно отнести загаданный объект к какой-то группе. Соответственно нужно мысленно разделить объекты на две или несколько больших групп. И это уже обучение классификации.

2. В зависимости от возраста ребенка в игру можно играть по-разному.

Начинать играть можно уже с трехлетками.

Расставляем в ряд игрушки и учим правилу «найди серединку, убери половинку». Если перед ребенком в ряд стоит мышка, машинка, мишка и еще сколько-то игрушек, он обозначает для себя условную середину и спрашивает «эта игрушка с этой стороны от машинки». Если ему отвечают «нет», ребенок понимает, что загаданный объект находится с другой стороны и дальше для себя делит этот ряд.

И таким образом ставится первое представление о том, как сужать поисковое поле.

3. В зависимости от возраста таким же образом можно разгадывать:

- ситуацию

- физические эффекты

- исторические события и т.д.

Очень интересно, когда даже взрослые люди играют в игру впервые и отгадывают, например, историческое событие. По тому, какие вопросы задаются, становится понятно, насколько они адекватно изучали историю и понимают ли, как устроено знание об историческом событии.

В итоге, если регулярно играть в эту игру, ребенок учится выстраивать свою систему знаний.

Игра «Да-нет» - попробуйте поиграть с детьми!

Искренне благодарим, что прочитали. Если тема для Вас интересная, поддержите - поставьте лайк и подпишитесь на наш блог.

#развитие детей #дома нескучно #игры для развития #развивающие игры #обучение через игру