Приветствую. Споры занимают значительную часть нашего взаимодействия с людьми. Очень часто наши взгляды и убеждения вступают в противоречия с окружающими.
В большинстве случаев споры лучше стараться избегать. Так как в большинстве своем они бесполезны. Очень редко нам удается переубедить оппонента, и заставить его принять тот факт, что он неправ. Чаще всего все участники спора остаются при своем мнении и лишь отдаляются друг на друга, затаивая обиды. Но что делать, если нам все таки не удалось избежать спора? Об этом и пойдет речь в сегодняшней статье.
1) Всегда допускать возможность ошибки со своей стороны.
Допуская возможность ошибки со своей стороны, вы никогда не окажетесь в затруднительном положении. Такая позиция преградит путь всем спорам и воодушевит собеседника проявить такую же честность и откровенность и широту мышления, как и вы. Она может пробудить в нем желание признать, в свою очередь, что он тоже бывает неправ.
Постарайтесь запретить себе употребление в споре таких слов, которые содержат в себе категоричность и догматичность. Например "Конечно", "Несомненно", "Точно" и так далее. Вместо них в споре всегда лучше использовать такие слова как "предполагаю", "представляю себе", "а я думал", "мне кажется", "возможно" и т.п.
Если кто-то указывает на наши ошибки, не стоит решительно возражать ему и говорить о том, что он абсолютно не прав. Нам всегда необходимо помнить, что мы можем ошибаться, а наш визави может оказаться прав. Поэтому, для того, чтобы не поставить себя в неловкое положение, необходимо избегать утвердительных фраз и допускать возможность своей ошибки. Лучше использовать фразы по типу "возможно вы правы, давайте попробуем разобраться" "на вашем месте, я мог бы думать также"
Такая скромная манера ведения спора позволяет не вступать с нашим собеседником в соперничества. Не ставит его в оборонительную позицию, не ставит его авторитет под сомнение и не вызывает в нем негативные эмоции. Благодаря этому увеличивается шанс, что он примет наши доводы без борьбы и возражений. Так как эмоции и обида не затмевают его разум и не мешают ему критически мыслить. А в том случае, если все таки мы оказались не правы, такая манера убережет нас от неприятного послевкусия, после проигранного спора. Так как мы изначально допускали возможность того, что можем ошибаться. Наша гордость и авторитет остаются нетронутыми и мы избавляем себя от отрицательных эмоций.
2) Сохраняйте при этом дружелюбный тон и позитивные невербальные сигналы.
Для того, чтобы не заводится и не попадать под влияния эмоций во время спора, необходимо расценивать спор не как борьбу точек зрения, а как способ познания фактов. Необходимо всегда держать в голове, что главная цель спора-это установка истины, а не доказательство именно нашей точки зрения. Хорошо работает прием, когда мы представляем в голове, что мы и наш собеседник-два ученых, которые пытаются прийти к истине.
Если мы не будем воспринимать спор близко к сердцу и сможем воздержаться от наплыва эмоций, нам будет намного проще сохранять дружелюбные сигналы и тон голоса. Такая манера ведения спора позволит не накалять ситуацию. Не спровоцирует у него выброс негативных эмоций и позволит вести спокойную, конструктивную беседу . Эмоции-худшие враги дипломатичного спора. Необходимо всеми возможными способами минимизировать негативные и взрывные эмоции во время спора.
3) Всегда давайте вашему визави возможность полностью выговориться и изложить свою позицию.
Людям не нравится, когда их перебивают. Еще больше им это не нравится, когда они пытаются изложить и доказать нам свою точку зрения. Когда мы перебиваем человека, с которым спорим, мы невольно заставляем его взбесится. Такая модель поведения вызывает у большинства людей гнев, ярость и обиду. Так как во время спора, наше эго и наша самооценка максимально уязвимы. Когда нас перебивают, не давая даже озвучить до конца свои аргументы, наше подсознание воспринимает это как нападение. В следствии чего, обостряются наши "защитные" инстинкты и нам хочется напасть на человека в ответ.
Поэтому если мы все таки вступили в спор, всегда необходимо терпеливо слушать своего оппонента, даже если нам кажется, что он абсолютно не прав и несет какую-то чушь.
Такой подход позволит снизить градус эмоций, и покажет нашему собеседнику, что мы уважаем его и его точку зрения. Спор будет восприниматься более дружелюбно. Таким образом мы не будем отталкивать от себя человека, даже наоборот, заставим его проникнуться к нам симпатией. Из-за этого нам будет уже проще донести до него аргументы. Так как мы не вступаем с ним в прямой конфликт.
4) Признавайте свои ошибки.
Если мы в процессе спора осознали, что мы не правы, самым достойным поступком будет признание нашей неправоты. Это достаточно непросто сделать, и большинство людей не могут с этим справится. Чувство ущемленной гордости и авторитета заставляет их продолжать искать необъективные аргументы, переходить на крик и оскорбления. Либо попросту прерывать спор.
Действительно, признание свой неправоты, требует мужества и сильного характера. Так как наши инстинкты мешают нам это сделать. Ведь подсознание воспринимает неправоту в споре, как показатель слабости человека как индивида. Нам кажется, что если нам в споре доказали, что мы ошибаемся, то это означает, что мы глупы и слабы. Многим людям кажется, что если они проиграют спор, они потеряют свое лицо и опозорятся.
Многие люди считают себя униженными после проигранного спора, и всеми силами пытаются этого избежать. И их инстинктивная система 1 помогает им в этом благодаря когнитивному искажению "Склонность к подтверждению своего мнения". Которое мы подробно разбирали в другой статье.
Однако в реальности все происходит иначе. Когда мы признаем свою неправоту во время спора, наш собеседник проникается к нам уважением и начинает лучше к нам относится. Это не воспринимается им как слабость. Он испытывает положительные эмоции от того, что смог донести до нас свою точку зрения. У него повышается самооценка. А как вы уже знаете, если у нашего собеседника повышается самооценка при взаимодействии с нами, то он проникнется к нам симпатией.
Если вы ошиблись, признайте это. Умением признать себя неправым и достойно закончить спор владеют очень немногие люди. и это очень сильный инструмент по ведению различных переговоров и споров. Который способен очаровывать практически любого человека.
Используя рекомендации, представленные в статье, вы с легкостью сможете вести эффективные, плодотворные и спокойные споры. И будете лишь укреплять свои взаимоотношения с людьми и вызывать у них симпатию. Удачи!