Дети, которых учат рассуждать о психических состояниях других людей, с большей вероятностью используют обман, чтобы выиграть награду , согласно новым исследованиям.
Полученные результаты указывают на то, что развитие “теории разума” — когнитивной способности, критически важной для многих социальных взаимодействий, — может позволить детям участвовать в сложном мышлении, необходимом для преднамеренного обмана другого человека.
” Чтобы успешно говорить ложь, необходимо сознательно создать ложное убеждение в сознании получателя лжи, и Том может предоставить важный когнитивный инструмент, позволяющий детям делать это", - пишут исследователи.
Исследования показывают, что дети начинают лгать примерно в возрасте 2 и 3 лет, и исследования показали корреляцию между детской теорией разума и их склонностью ко лжи. Ученые-психологи Гэньюэ Фу из Ханчжоуского нормального университета в Китае, Кан Ли из Торонтского университета в Канаде и их коллеги хотели выяснить, смогут ли они найти причинно-следственные связи между этими двумя явлениями.
Исследователи впервые провели игру в прятки, чтобы выявить детей, которые еще не начали лгать. Детям показали подборку стикеров и попросили выбрать свой любимый — им сказали, что они смогут сохранить наклейку только в том случае, если успешно выиграют 10 конфет из игры в прятки. В игре ребенку было сказано спрятать конфету под одной из двух чашек, в то время как глаза исследователя были закрыты. Затем исследователь открывал глаза, спрашивал ребенка, где спрятана конфета, и выбирал ту чашку, на которую указывал ребенок. Таким образом, ребенок мог выиграть конфету, только солгав экспериментатору о ее местоположении.
В общей сложности 42 ребенка, которые никогда не лгали – кто сказал правду о местоположении конфеты на каждом из 10 испытаний — были отобраны, чтобы продолжить исследование. Дети, которым было около 3 лет, были случайным образом назначены для завершения либо теоретического обучения ума, либо контрольных заданий, ориентированных на количественное мышление.
Обучение теории разума включало стандартное задание ложного содержания, в котором детям показывали пенал и спрашивали, что, по их мнению, находится внутри. Когда выяснилось, что в коробке на самом деле не было карандашей, их попросили рассуждать о том, что другие люди подумают, что было в коробке. Целью тренинга было научить детей тому, что люди могут знать и верить в разные вещи — то есть, даже если ребенок узнал истинное содержимое коробки, кто-то другой, вероятно, поверит, что коробка содержала карандаши.
Дети выполняли учебные задания или количественные задания через день, в общей сложности за шесть занятий. После того, как занятия были завершены, исследователи снова протестировали детей на теоретические задачи разума и задачи в прятки.
Как и ожидалось, дети, получившие теоретическое обучение, со временем показали улучшение в выполнении теоретических заданий, в то время как дети в контрольной группе этого не сделали.
Что еще более важно, дети, получившие теоретическую подготовку ума, также с большей вероятностью ложились в прятки по сравнению с детьми из контрольной группы. И эта разница держалась в течение 30-дневного периода.
Хотя полученные результаты не проливают свет на конкретные компоненты обучения, лежащие в основе эффекта, исследователи полагают, что их выводы дают конкретные доказательства причинно-следственной связи между теорией разума и социальными поведениями, такими как ложь.
"Повышая их чувствительность к психическим состояниям и вовлекая их в рассуждения о ложных убеждениях, мы позволили маленьким детям не только быстро применять свои недавно приобретенные знания для решения проблемы в социальной ситуации, но и продолжать делать это более чем через месяц”, - пишут Ли и его коллеги. "Вместе взятые, эти два открытия также предполагают, что дети не просто механически запоминали то, чему их учили на тренировках Тома; скорее, они были в состоянии консолидировать знания и адаптивно использовать их для решения социальной проблемы, с которой они столкнулись.”
Помимо фу и Ли, соавторами исследования являются Сяо Пан Дин из Университета Торонто в Канаде, Генри Уэллман из Мичиганского университета и Ю Ван из Чжэцзянского нормального университета в Китае.