Мои полевые приключения, к счастью, длились недолго – 1 сезон. Начали в июне и закончили в октябре или ноябре, уже по снегу.
Я думаю (да, практически уверена), что таким образом руководитель меня испытывал. Хотел понять, можно ли доверить что-то действительно важное и ответственное.
Например: отправиться в тыл врага, взять «языка», пройти по «минному полю»… Разведка боем, короче.
Это всё шутки, конечно, но определенные аналогии можно провести.
*****
Параллельно с вылазками на передовую, с окопами и радиационными очередями готовилась более масштабная «операция».
Это – открытие центра подготовки для таких «бойцов» («бойцов невидимого фронта», как уже было сказано). А в любом центре должны быть опытные «инструкторы» и экзаменаторы.
Моим главным «предметом» был, как не трудно догадаться, радиационный контроль, если коротко, «рентген».
Ну, и ещё общее руководство: организация, координация и методическое обеспечение.
То есть:
- набор групп,
- приглашение преподавателей и мастеров,
- расписание и консультации,
- договоры и акты,
- протоколы и удостоверения,
- и прочее, и прочее.
Кто бывал, тот знает.
*****
Именно там, в центре, мне пришлось выйти к аудитории, начать преподавать. Даже если в группе всего два человека (а в первый раз именно так и было), это оч-чень волнительно, ответственно.
Только сразу хочу оговориться, что со временем мне это понравилось. Потом и вовсе стало в кайф рассказывать о том, что ты знаешь; помогать разбираться в непростых вопросах максимально простым языком.
И тогда же у меня как-то невольно появилась такая «фишка»: не можешь ответить на вопрос – попробуй его нарисовать. Мне это часто помогало, и своим слушателям советовала, не все, конечно, могли (и хотели) этим воспользоваться.
Так вот мы с вами потихоньку подходим уже к тому, для чего эта история была задумана.
В первые годы работы центра мы готовили специалистов только по трём методам контроля: визуально-измерительный, радиационный и ультразвуковой.
Потом постепенно расширялись. На следующем этапе заявились ещё на два: капиллярный и магнитный. Аттестоваться в качестве экзаменатора по капиллярке у меня получилось довольно легко. А вот с магниткой – забуксовало. Теория – без проблем, а сдать практику я пыталась несколько раз (2 или 3, точно не помню).
Мой экзаменатор никак не принимал то, что у меня получилось. В конце концов я «иссякла». Ну, уже не знаю, как ему угодить. Всё чего-то не хватает, как-то всё «маловато будет…»
Вот тогда и родился стихотворный опус про гистерезис.
Гистерезис, как известно, ключевое понятие в теории магнетизма. Хотя на самом деле оно имеет более широкий смысл.
В общем: «Иду на Вы!»
К очередной версии практической работы приложила сиё произведение со следующим эпиграфом:
«Уважаемый О… Н…!
Быть формалистом хорошо,
Но всё же творческий подход
Мне ближе, и на том стою.
Вам прямо это говорю!»
Он ещё немного покочевряжился, но сдался.
Из этой истории я сделала несколько выводов:
- Делай, что знаешь, а дальше будь, что будет! (главное слово – «делай»)
- Ничего не бойся! Даже самый крутой «чувак» – тоже человек. Он тебя не съест.
- Смотри на жизнь с юмором, он всегда нас спасает.
- Не иди на поводу, не изменяй себе и до последнего отстаивай свою точку зрения. Используй все возможные аргументы!
- Учись! Всегда! Даже если стоишь на высокой трибуне и тебя слушают, открыв рот.
Ситуации разные случались, и люди разные приходили.
5 лет в этом центре были для меня колоссальной школой, и жизненной, и профессиональной. Сейчас вспоминаю эти годы с большой благодарностью. Но ностальгии нет, что было, то прошло.
P. S. Стих про гистерезис как-нибудь в следующий раз.
Спасибо, что дочитали до конца. Чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на мой канал. Интересно получить обратную связь.
Первая часть