Найти тему
Кружева из слов

На передовой. Часть 2

Мои полевые приключения, к счастью, длились недолго – 1 сезон. Начали в июне и закончили в октябре или ноябре, уже по снегу.

Я думаю (да, практически уверена), что таким образом руководитель меня испытывал. Хотел понять, можно ли доверить что-то действительно важное и ответственное.

Например: отправиться в тыл врага, взять «языка», пройти по «минному полю»… Разведка боем, короче.

Это всё шутки, конечно, но определенные аналогии можно провести.

*****

Из личного архива
Из личного архива

Параллельно с вылазками на передовую, с окопами и радиационными очередями готовилась более масштабная «операция».

Это – открытие центра подготовки для таких «бойцов» («бойцов невидимого фронта», как уже было сказано). А в любом центре должны быть опытные «инструкторы» и экзаменаторы.

Моим главным «предметом» был, как не трудно догадаться, радиационный контроль, если коротко, «рентген».

Ну, и ещё общее руководство: организация, координация и методическое обеспечение.

То есть:

  • набор групп,
  • приглашение преподавателей и мастеров,
  • расписание и консультации,
  • договоры и акты,
  • протоколы и удостоверения,
  • и прочее, и прочее.

Кто бывал, тот знает.

*****

Именно там, в центре, мне пришлось выйти к аудитории, начать преподавать. Даже если в группе всего два человека (а в первый раз именно так и было), это оч-чень волнительно, ответственно.

Из личного архива
Из личного архива

Только сразу хочу оговориться, что со временем мне это понравилось. Потом и вовсе стало в кайф рассказывать о том, что ты знаешь; помогать разбираться в непростых вопросах максимально простым языком.

И тогда же у меня как-то невольно появилась такая «фишка»: не можешь ответить на вопрос – попробуй его нарисовать. Мне это часто помогало, и своим слушателям советовала, не все, конечно, могли (и хотели) этим воспользоваться.

Так вот мы с вами потихоньку подходим уже к тому, для чего эта история была задумана.

В первые годы работы центра мы готовили специалистов только по трём методам контроля: визуально-измерительный, радиационный и ультразвуковой.

Потом постепенно расширялись. На следующем этапе заявились ещё на два: капиллярный и магнитный. Аттестоваться в качестве экзаменатора по капиллярке у меня получилось довольно легко. А вот с магниткой – забуксовало. Теория – без проблем, а сдать практику я пыталась несколько раз (2 или 3, точно не помню).

Мой экзаменатор никак не принимал то, что у меня получилось. В конце концов я «иссякла». Ну, уже не знаю, как ему угодить. Всё чего-то не хватает, как-то всё «маловато будет…»

Вот тогда и родился стихотворный опус про гистерезис.

Петля гистерезиса
Петля гистерезиса

Гистерезис, как известно, ключевое понятие в теории магнетизма. Хотя на самом деле оно имеет более широкий смысл.

В общем: «Иду на Вы!»

К очередной версии практической работы приложила сиё произведение со следующим эпиграфом:

«Уважаемый О… Н…!
Быть формалистом хорошо,
Но всё же творческий подход
Мне ближе, и на том стою.
Вам прямо это говорю!»

Он ещё немного покочевряжился, но сдался.

Из этой истории я сделала несколько выводов:

  1. Делай, что знаешь, а дальше будь, что будет! (главное слово – «делай»)
  2. Ничего не бойся! Даже самый крутой «чувак» – тоже человек. Он тебя не съест.
  3. Смотри на жизнь с юмором, он всегда нас спасает.
  4. Не иди на поводу, не изменяй себе и до последнего отстаивай свою точку зрения. Используй все возможные аргументы!
  5. Учись! Всегда! Даже если стоишь на высокой трибуне и тебя слушают, открыв рот.

Ситуации разные случались, и люди разные приходили.

5 лет в этом центре были для меня колоссальной школой, и жизненной, и профессиональной. Сейчас вспоминаю эти годы с большой благодарностью. Но ностальгии нет, что было, то прошло.

P. S. Стих про гистерезис как-нибудь в следующий раз.

Спасибо, что дочитали до конца. Чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на мой канал. Интересно получить обратную связь.

Первая часть