Найти тему
Native-Like Fluency in English

Основные навыки, которые люди тренируют на курсе Public Speaking in English

Недавно мы закончили работу с группой Public Speaking for non-native speakers. Это был первый опыт, когда половина занятий прошла в формате личных встреч с группой, и ровно половину мы перенесли в онлайн.

Следующие 6 месяцев участники самостоятельно работают с материалами и упражнениями в режиме индивидуальной обратной связи.

Люди говорят: "Now I think...before I speak".
Выучить красивую речь, поставленную и приготовленную тренером - самое простое. На любом языке.

У нас была задача научиться самостоятельно формулировать свои мысли на английском и самостоятельно корректировать ход своей мысли и способ донесения информации, если тот, для кого информация предназначена, не усваивает, не понимает, или получает искаженную информацию.

Дело совсем не в том, как производить впечатление яркой речью. Напускная уверенность очень быстро сдувается после того, как заканчиваются курсы по внушению человеку, что он уверен в себе и "все может".

Задача только одна - развивать качество мышления.
Тогда мысль формирует совсем другие действия.

Например, когда человек видит суть информации, он может ее донести и объяснить разными способами разным людям. Когда человек умеет донести конкретную информацию только одним конкретным способом, который он выучил и тренировал на английском, его всегда будут вводить в ступор неудобные вопросы, неожиданные комментарии, и своя же зацепка за форму, даже если она не работает.

Бывает, человек цепляется за одно слово, пытаясь его заменить другим словом (если это слово неправильное в контексте или непонятное собеседнику), когда нужно поменять всю структуру предложения и речи, если цель - передать смысл. Цепляясь за свою структуру, человек не допускает, что его вариант может быть неверным. Он тратит силы, чтобы доказать другому, что его вариант верный, рабочий, понятный. Он требует понять то, что он имел в виду и контролирует, так ли его поняли. Это обычно называется "убедительная речь".

Гораздо проще понимать, на каком языке воспринимает человек и на этом же языке ему передавать информацию. А потом проверить понимание (вместо того, чтобы требовать понимания), и, если нужно, скорректировать свою формулировку. Когда ясно понимается суть, нет сложности выразить ее опять, снова, на другом языке, другим людям.

Просто не было тренировок видеть и формулировать суть. А красиво говорить с правильными жестами и четким голосом - это про другое.

"Убедительная речь" подразумевает, что человека надо убеждать и убедить, а то он бедный сам не сообразит, и сам не примет решение.

Нормальное общение человека с другим человеком создает совсем другие условия взаимодействия. Тут больше благодарности, нет давления авторитета, есть ясность, и нет напряжения.

У всех участников растет уровень понимания своих ресурсов и уровень владения английским.

"Я много читала об этом в ваших постах, но только сейчас прочувствовала на себе".
"Я поняла, что я могу сама достичь того уровня/акцента/качества речи, который мне нужен. Это не зависит ни от кого другого, только от меня".
"Мне нравится, что я все это могу делать теперь сам".
"Я стала по-другому думать о языке и на языке".

Уверенно формулировать свои мысли на английском в любой ситуации кажется большой, объемной, непонятной задачей. Когда начинаешь делать конкретные упражнения, получаешь конкретные результаты, приходит понимание. И чем больше делаешь, тем больше понимания. Все становится обозримым, логичным и конкретным.

Подросток в нашей группе взрослых (14 лет) замечательно справился. Для меня всегда удивительно, как быстро дети схватывают, и как их искреннее желание дает бОльшие результаты, чем взрослая упертость "доказать" себе или "преодолеть" себя.

Презентации на английском и публичные выступления для меня - это о том, как передать информацию. Фокус не на том, какой классный спикер, а на том, что получили люди в результате коммуникации. Если спикер был классный, но никто ничего не понял (кроме того, что спикер классный), это сомнительный результат.

Основные навыки, на тренировку которых направлены упражнения и с чем будем работать с группой эти 6 месяцев:

  • навык четко формулировать суть на английском (сжимать до главного),
  • навык быстро переключаться с объемной версии презентации (с деталями и слайдами) на краткую версию, если того требует ситуация,
  • навык качественной самопрезентации (финальное задание курса - видео-резюме на английском),
  • навык постоянно повышать качество своей речи на английском (лексика, интонации, ритм, структура речи, ударения и пр.),
  • навык внимательно слушать собеседника и понимать каждое слово, когда говорят на английском,
  • навык быстро структурировать собственную презентацию,
  • навык говорить уверенно (без ожидания оценки окружающих). Это возможно, когда есть точное знание вместо гипотез,
  • навык качественно объяснять сложное на английском.

Как только мы сможем снова встречаться в людных местах, обязательно соберемся вместе практиковаться дальше!