После революции и гражданской войны городу было совсем не до трамвая. Сначала разруха и восстановление, а потом оказалось, что для строительства трамвайной линии нет достаточных мощностей. Маломощные электростанции еле-еле справлялись с подачёй энергии на цементные заводы и другие предприятия города. И только с вводом в стой в 1930 году новой мощной электростанции «НоворЭС» было принято решение стоить трамвайную линию.
И 30 мая 1934 года при огромном стечении народа первая трамвайная линия была открыта. Проходила она по Восточной стороне бухты от цемзавода «Пролетарий» через Стандарт до посёлка Мефодиевка, где проживала основная масса рабочих.
Но одна трамвайная линия – это ещё не всё. Нужна была единая трамвайная система, объединяющая весь город. А для этого нужно было всё то же, что и до революции – построить эстакаду над железнодорожными путями.
Вопрос строительства путепровода опять упёрся в финансирование и отцы города, пока суть да дело, решили строить вторую линию в Западной (центральной) части города. Вторую трамвайную линию открыли уже перед войной в 1940 году. Линия шла по городу зигзагами от окраинной Станички ( ныне примерно ул. Куникова) до нынешнего центрального рынка.
Почему зигзагами? А помешал рельеф города. Линию планировали слелать максимально прямой, но маломощные двигателя вагонов не позволяли въехать на бугор, где сегодня расплагается городской парк им. Ленина. Пришлось класть рельсы практически вдоль набережной. Через нынешние улицы К.Маркса, Губернского и Новороссийской республики.
Так в 1940 году Новороссийск стал, наверное, единственным в мире городом, обладающим двумя совершенно независимыми трамвайными линиями.
В войну город был полностью разрушен. Трамвайное депо с вагонами в районе Станички было уничтожено полностью. И было принято решение не восстанавливать трамвай в центре города.
А на Восточной стороне бухты депо и вагоны, как ни странно, сохранились, хотя и находились практически на линии фронта. И вот как раз трамвайную линию Восточной стороны стали восстанавливать ударными темпами. Разрушенной стране нужен был цемент, а цементникам нужен был общественный транспорт.
И оставшаяся единственной трамвайная линия просуществовала с 1946 по 1969 годы, оставаясь локальной транспортной системой. Город заполонили вместительные автобусы ЗиС-5.
В 1962 году долгожданный путепровод был, наконец, построен (ул.Магистральная), две стороны бухты связались в единое целое, но на трамвай уже махнули рукой. Город уже думал о другом дешёвом и экономичным транспорте – троллейбусе.
В августе 1969 года новороссийский трамвай официально перестал существовать. В последние годы поездки на трамвае были скорее экзотикой, чем общественным транспортом. Кто застал, тот помнит. А сегодня уже ничего не напоминает, что в Новороссийске когда-то были трамваи.
А вы знаете, как новороссийцы называли свой трамвай? Трамвайка.
Вот так и не сложилось в Новороссийске с трамваями. На смену им пришёл троллейбус. Но это уже другая история.