Найти тему

Дмитрий Глуховский, предсказатель московского Апокалипсиса: "Конец света наступит, если мы в него поверим"

В дни, когда весь мир прислушивается к последним новостям об эпидемии загадочного коронавируса, неожиданно востребованными оказываются старые и новые истории о конце света, который погубит или обновит человечество. Одну из таких историй рассказал фантаст Дмитрий Глуховский, родоначальник популярного проекта "Метро". Сегодня настало время вернуться к интервью с известным писателем, взятому мною 12 лет назад, и посмотреть, какие апокалиптические ожидания и страхи сумел подметить автор "Метро" в те годы, когда сообщения об эпидемиях казались экзотикой, а коллапс огромных городов и целых государств - выдумкой писателей-фантастов.

Автор мира "Метр" и его герои
Автор мира "Метр" и его герои

– Дмитрий, вы говорите о «слое» иронии и стеба, присутствующих в ваших книгах. Значит ли это, что отдельные заведомо невозможные реалии мира «Метро-2033» (на самом деле их немало) не стоит принимать всерьез? Разнообразные мутанты, заселившие поверхность Земли после Большой катастрофы, культ «Великого червя» – создателя мира метро и так далее?

– Конечно! Все это или чисто фантастические детали, или аллегория, которая работает на общий замысел. Я и не старался сделать все реалии «мира Метро» технически правдоподобными. В конце концов, никто не спрашивал Толкиена, почему у его хоббитов растет шерсть на ногах, никто не спрашивает Лукьяненко, откуда взялись придуманные им Иные. И от Гоголя не требовали доказать существование черта на хуторе близ Диканьки. Я ездил в Чернобыльскую зону (как журналист) и, поверьте, отлично знаю, что двадцать лет – нереальный срок для появления мутантов, несмотря на все цезиевые пятна.

Мутанты и другие страсти-мордасти
Мутанты и другие страсти-мордасти


– А как быть с протяженностью «подземной Москвы», позволяющей разместить все эти теплицы для выращивания грибов, курятники и свинарники, иными словами, пространство, необходимое для многолетнего выживания людей под землей? Насколько реалистичны работающие все эти годы фильтры? Откуда берутся запасы патронов, медикаменты и так далее?

– С патронами как раз более-менее понятно. Не забывайте о том, что реальное московское метро на восемьдесят процентов – военно-гэбэшный объект. Не стоит недооценивать числа патронов, которые лежат на складах. Если не будет войны на уничтожение, то этих запасов с лихвой хватит на 10 лет. К тому же в «Метро-2034» появляются новые объяснения, связанные с пополнением боеприпасов. Обитатели метро делают патроны сами: переплавляют свинец, из подручных материалов делают селитру и порох, словом, как у Жюля Верна.

Теперь о воздухоснабжении, питьевой воде и так далее. Может быть, вы не знаете, что презентация книги «Метро-2033» прошла в бункере Центрального телеграфа. Там есть артезианские скважины, можно пить незараженную воду. Есть фильтры, которые регенерируют за довольно короткое время. Так что в этом отношении все в порядке. Возможно, у обитателей «Метро-2033» возникнут сложности с откачкой воды, но, я уверен, они найдут решение.

"Ноев ковчег" в московской "подземке"
"Ноев ковчег" в московской "подземке"


Думаю, под Москвой найдется место и для подземных теплиц, и для всего остального. На самом деле мы представляем себе не больше 10‑20 процентов того, что находится у нас под ногами. Оборонительные сооружения, бункеры, склады медикаментов, склады продовольствия, наконец, легендарное «Метро-2» – все это превращает метро в гигантский ветвящийся подземный город. Думать, что мы знаем о московском метро всё, – все равно, что пытаться составить представление о квартире, наблюдая только ее коридор.

Свет в конце туннеля
Свет в конце туннеля


– Один из вопросов, занимающих обитателей «мира Метро»,– судьба других больших городов, в которых тоже есть свои «подземные царства». Что стало в вымышленной реальности, например, с петербуржцами? Сумели ли они спастись?

– Я могу сказать одно: в городах, где есть свои метрополитены, особенно метро глубокого залегания, произошло то же, что и в Москве. В Питере, Киеве, Минске и Новосибирске народ уцелел. Есть еще небольшой рассказ «Конец дороги», выложенный в Интернете, где написано о том, что произошло на Дальнем Востоке. Разумеется, наибольшие шансы на спасение – у тех, кто оказался в момент катастрофы в метро, и у тех, кого сочтут нужным спасти в первую очередь. И под Библиотекой имени Ленина (одна из узловых точек действия «Метро-2033»), и под Министерством обороны, не говоря уж о здании на Лубянке, есть подземные ходы и линии того самого «Метро-2». Так что «кого надо, того спасут».

Сумерки бессознательного
Сумерки бессознательного

– Московское метро, «книжное» и реальное – источник множества «страшилок» и легенд. Были ли они использованы в книге? И не только легенды московского метро: в «Метро-2033» есть рассказ о необъяснимых и пугающих событиях, происходивших на одной из станций ленинградского метро. Все‑таки где это было?

– Честно говоря, я сам не помню названия той станции, помню только, что это была станция метро, которую я увидел в свой первый приезд в Петербург. Знакомство меня так впечатлило, что я включил эту станцию в роман. На самом деле большинство мифов «Метро-2033» – это не народное творчество, а результат моего собственного воображения (разумеется, кроме гигантских крыс, будто бы населяющих метро). Некоторые из этих мифов получили самостоятельную жизнь, продолжают существовать и развиваться отдельно от книги и ее автора, так что я обнаруживаю, что легенды о слизи, появляющейся неизвестно откуда в тоннелях метро, или о хозяине туннелей, который заманивает людей в подземелье, пересказываются как «народные». И мне это нравится. В конце концов, большинству из нас интереснее жить в мире, где есть легенды, тайны, сказки, чем в мире, где все просто, понятно и объяснено.

Хотите прочесть продолжение интервью с Дмитрием Глуховским? Читайте его на портале https://www.eprussia.ru/epr/95/7014.htm .