Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

КАК ПРОСТО РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ

Оглавление

Чтобы развивать творческие способности ребенка, в первую очередь нужно создать среду, в которой творческие навыки будут развиваться. Митч Резник, профессор Массачусетского технологического института, объясняет, как родители могут это сделать у себя дома. 

Существует распространенное заблуждение, что лучший способ поощрения творчества детей — это просто уйти с дороги и не мешать детям развиваться самостоятельно. Хотя это, безусловно, верно, что дети от природы любопытны и любознательны, но они все же нуждаются в поддержке для раскрытия своего творческого потенциала. Взрослый должен видеть, сколько нужно дать структурированных занятий, а сколько свободы, когда оказать помощь, а когда отступить, когда показать, рассказать, спросить, а когда слушать.

Благоприятная среда, в которой творчество будет укореняться, расти и процветать, должна быть такой, чтобы она побуждала детей воображать о том, что они хотят делать, создавать свои проекты через игру с инструментами и материалами, делиться идеями и творениями с другими и размышлять о своем опыте.

1. Покажите примеры, чтобы зажечь новые идеи

Пустая страница, пустой холст и пустой экран могут быть пугающими. А вот коллекция примеров того, что можно на этом пустом холсте сделать, помогает разжечь воображение. Представьте образцы проектов, чтобы дать представление о том, что возможно, пусть дети вдохновятся, расскажите о том, как можно начать работу. Конечно, есть риск, что дети будут просто подражать или копировать примеры, которые они видят. Это нормально для начала, но только как начало. Предлагайте им изменять или модифицировать образцы, добавлять свой собственный голос, стиль, свои фантазии и настроение.

2. Поощряйте безделье

Большинство людей считают, что воображение происходит в голове, но руки так же важны. Чтобы помочь детям генерировать идеи для проектов, мы часто предлагаем им просто начать возиться с материалами. С кирпичиками LEGO или ремесленными материалами. Обычно после такой «бездеятельной» возни появляются новые идеи. 

3. Обеспечьте большое разнообразие материалов

Чтобы привлечь детей к творческой деятельности, убедитесь, что у них есть доступ к широкому разнообразию материалов для рисования, конструирования, лепки, рукоделия... Новые технологии, такие как наборы робототехники и 3D-принтеры, могут расширить диапазон того, что дети создают, но не упускайте из виду традиционные материалы. Различные материалы хороши для различных вещей. Кирпичи LEGO и палочки от эскимо хороши для изготовления скелетов, войлок и ткань хороши для изготовления шкур. Ручки и маркеры хороши для рисования, а клеевые пистолеты и клейкая лента хороши для удержания вещей вместе. Чем больше разнообразие материалов, тем больше возможностей для творческих проектов.

-2

4. Поощряйте ребенка заниматься разной творческой деятельностью

Разные дети интересуются разными видами творчества. Некоторые любят строить дома и замки из LEGO. Другие любят делать игры и анимации на компьютере. Кто-то любит делать ювелирные изделия, вышивать, писать стихи и рассказы... Помогите детям найти свою творческую область, в которой им наиболее комфортно и приятно находиться. Поощряйте детей к участию в различных видах творчества. Пусть они перепробуют все, и найдут свое собственное.

5. Подчеркивайте важность процесса, а не только результата

Сам процесс создания чего-либо является важным для развития творческих способностей. Говорите об этом с детьми, пусть они не торопятся достичь результата, пусть наслаждаются и от того, что они делают сейчас, экспериментируют со стратегиями, ищут новые решения. Промежуточные стадии важны для обсуждения, что получилось, что хотелось, что планируется дальше, как улучшить и зачем...

6. Не торопите детей

Детям требуется гораздо больше времени для работы над своими творческими проектами, чем взрослым. Даже если вас поджимают рамки урока, постарайтесь не торопить детей, а принять то, что творческий процесс по временным затратам зачастую не предсказуем. И если что-то так и не заканчивается, бросается на полпути — это тоже нормально. 

7. Помогайте найти нужных людей для реализации проектов

Многие дети имеют идеи, но не представляют, как их выполнить. Если вы учитель, вам проще организовать совместную деятельность с нужными детьми и взрослыми. Если просто родитель без широких выходов на нужные социальные сети, то тут придется сложнее, но все равно можно найти кружок по интересам, спросить своих знакомых, кто согласится на коллаборацию. Изучить стратегии эффективного сотрудничества еще один плюс творческих совместных проектов.

8. Будьте в совместных проектах равным участником

Одни родители и наставники иногда слишком увлекаются детскими творческими проектами, рассказывая детям, что и как делать, или хватаясь за клавиатуру, чтобы показать им, как решить проблему. Другие родители, наоборот, вообще не принимают никакого участия. Идеальна золотая середина, конечно же. Попробуйте не перетягивать одеяло на себя или проявлять снисхождение, а отнеситесь к совместному творческому проекту с уважением к способностям детей, и вы удивитесь, насколько ваши отношения укрепятся. 

-3

9. Задавайте (аутентичные) вопросы

Это здорово, когда дети с головой погружаются в свои проекты. Но важно и посмотреть на свой проект со стороны, чтобы задуматься о том, что вообще происходит. Вы можете побудить детей задуматься, задавая им вопросы об их проектах. Начните с отличного вопроса: «Как тебе пришла в голову идея этого проекта?». Этот вопрос побуждает многих задуматься о том, что их мотивировало и вдохновляло. Или такой вопрос: «Что тебе удивило в работе над этим проектом?». Этот вопрос ведет к размышлению о своем опыте. Если что-то идет не так с проектом, можно уточнить: «Что ты хотел с ним сделать? Как это должно было работать?». Описывая то, что они пытались сделать, дети часто распознают, где они допустили ошибку и исправляют ее. 

10. Поделитесь своими собственными размышлениями

Большинство родителей и учителей неохотно говорят с детьми о своих собственных рассуждениях относительно своих творческих проектов. Но такие разговоры очень питают их собственные мыслительные процессы. Поделиться вашими рассуждениями это, пожалуй, лучший подарок, который вы можете им сделать.

Важно, чтобы дети понимали, что мышление — это одинаково тяжелая работа для всех, как для взрослых, так и для детей. Детям полезно услышать о ваших стратегиях работы над проектами, как вы решаете проблемы… Таким образом, вы напрямую стимулируете их собственные рассуждения, рисунки мыслей, вы помогаете им научиться стать мыслителями на свое примере. Хороший стимул заняться и собственным творческим саморазвитием. Не так ли?

Автор: Митч Резник 
Перевела: Настя Морозова