Давно ставшая классикой история Гамлета, принца Датского, перенесенная в 21век по воле режиссера Юрия Кары. Время иное, но трагедия все та же. Отец убит, мать Гамлета Гертруда выходит замуж за дядю Клавдия. Но кто же восстановит честь отца-правителя и отомстит безжалостным убийцам, что устроили свадебный пир буквально над неостывшим еще телом.
Съемки были сделаны по заказу правительства Москвы. Видимо для лучшего понимания все действо было перенесено в современный антураж. Гонки вместо дуэлей, яхты, современные платья, микрофоны, камеры, машины мотоциклы. Все, что может привлечь молодежь было собрано в этой картине. Даже Гамлета омолодили, из 30-летнего мужчины сделав его подростком.
Но стало ли это плюсом?
Это могло бы быть положительным моментом, будь это пародия, черная комедия, фарс. До для перехода в данный жанр у режиссера не хватило умения, а у актеров - мастерства.
Внимание - спойлеры.
Маленький тощий Гамлет, который даже визуально ниже всех остальных актеров на площадке никак не выглядит расчетливым мстителем. А ведь у Шекспира - это умный, опытный потомок королей, обыгравший целый клубок заговорщиков.
Как это может совмещаться с показанным на экране оболтусом, увлекающимся гонками и ополоумевший от жажды мести. Половина текстов перековеркана. Часть фраз отдана другим персонажам, а что-то вообще новодел.
Чего стоит только то, что Гамлет признается Офелии, что безумен понарошку — этого в пьесе нет. Офелию вообще в открытую убивает Озрик по заказу Клавдия, хотя по пьесе она — самоубийца. Ведь и могильщики и священники сомневаются в правильности проведения ритуалов отпевания по всем канонам, как праведницы. В итоге у Кары получается каша.
Помните ставшее классикой "быть или не быть" - монолог-размышление. Решиться ли на активные действия против дяди-убийцы и матери-изменщицы? Или отступить, уйти, оставить все и жить спокойно?
Самое время об этом поразмышлять сидя голышом на камне посреди моря замершим до озноба. Не, ну идеальное же место для высоких дум.
Дуэль Гамлета с Лаэртом превращено в гонку, их диалог вырезан совсем.
Но ведь в пьесе Лаэрт, умирая признается Гамлету в том, что меч отравлен и раны Гамлета смертельны. И это не менее великое «Ступай же ты, отравленная сталь, по назначенью»…
Где все это? Нигде. Ничего нет. Банальная бытовая понажовщина, а не трагедия масштаба королей.
Я не против того, чтобы пьесы осовременивали. Есть весьма удачные варианты - посмотрите британских «Короля Лира», «Кориолана» с танками и самолетами. Чувствуется уважение к первоисточнику, несмотря на тот же грех отступления от оригинального текста.
Здесь же это же полное переписывание с сохранением лишь имен персонажей, отличающаяся от классики, как отличается отражение в кривом зеркале от прототипа.
Отдельный поток негатива вызвала игра актеров. Даже при неудачном сценарии можно сыграть так, что драма обретет нужную глубину, а зрителю будет что вспомнить. Но все оказалось настолько плоско и шаблонно, настолько криво… словно люди никогда до этого не выходили на сцену и потому не знают как вести себя в кадре.
Декорации — красивые виды замка и прилегающей территории, набережная, море, несколько интерьеров. А где же сама работа декораторов, костюмеров?? Лишь тряпочки, развешенные то там, то тут - на деревьях, на стульях, на героях. Все сплошь в каких-то лоскутках. Офелия, погибшая душа, призраком слоняющаяся по коридорам выглядела замотанной в рваную марлю (при этом актриса постоянно в кадре поправляла сползающую лямочку!!!)
А появляющийся вопреки канону в третий раз призрак?! Зачем? Чтобы сказать Гамлету - ты дурак, зачем ты всех убил, я вообще ничего такого не имел ввиду. Занавес!
По итогу просмотренного, сложилось впечатление, что за счет спонсировавшего съемки правительства вся труппа решила выехать на курорт. Деньги пропили и прогуляли. А на сдачу решили снять кино прямо в том отеле, где остановились отдохнуть, выкрав для реквизита простыни из номеров.
Прогнило что-то в королевстве…