Параллелей много не бывает
В дополнение к параллелям между властью в капиталистической системе и силой Кольца - есть так же дальнейшие связи между трудами Маркса и Средиземьем. Марксистский взгляд на экономику является телеологическим, то есть приближается к конечной стадии коммунизма, при котором капитализм - всего лишь степной камень, прискорбный, но необходимый, на пути к экономическому равенству. С этой целью Маркс призывает пролетариат восстать против гнетущей его (пролетариат) буржуазии, даже предполагая, что когда развитие современных технологий и промышленности достигнет определённой отметки, когда рабочие будут ненужны - это восстание станет неизбежным:
"Что буржуазия по-вашему производит? Прежде всего - свои собственные могилы. Её падение и победа пролетариата - в равной степени неизбежны".
Точно так же капитализм представлен в Кольце - оно должно быть уничтожено слабыми мира сего (вернее Средиземного;) ) - теми, кто не обладает властью через Кольцо - в том месте, где оно было создано:
"Гэндальф выступает в роли решительной оппозиции на Совете Элронда - Кольцо не может быть просто оставлено отложенным в сторону, выброшенным - оно должно быть уничтожено в единственном возможном месте - месте его изготовления - в Ородруине. В Роковой Горе"
Видение Средиземья Гэндальфом - такое же, как у Маркса, телеологическое, с режимом власти, обретшим свой образ в Кольце, но являющимся простым переходным этапом, который нужно устранить на пути к идиллии. Таким образом - когда Кольцо уничтожено, а Саурон - его создатель - уничтожен вместе с ним, это устранение кажется почти неизбежным, как будто Саурон давно выкопал собственную могилу, создав кольцо в Ородруине. Более того - это разрушение знаменует телеологический переход от капитализма к коммунизму, в котором Третья эпоха Средиземья - уступает место Четвёртой.
Жертвы - неизбежны. Но разве это плохо?
Четвёртая эпоха приносит с собой угасание эльфов и возросшее господство людей, означающее смену власти. Очаровательный, фантастический мир остаётся позади, однако, Четвёртая эпоха всё ещё может быть идеализирована именно потому, что она начинается с прекращения действия злых сил, которые властвовали - до этого - годами. В приложении к своей работе - Толкиен дает краткий обзор самых ранних лет Четвёртой эпохи - идеализированного времени, в котором Сэм, некогда бывший всего лишь садовником и соратником (читать, как слабым мира сего) - избирается мэром семь раз. Аналогично, Толкиен отмечает, что когда Леголас пересекает море из Серой Гавани - Гимли пересекает его с ним, становясь первым гномом, совершившим это - и этот эпизод означает, что расовые и классовые различия были отброшены в Четвёртой эпохе (1097-98). Точно так же - в коммунистических гипотезах Маркса: неимущие возвышаются в обществе, отбрасывая тем самым классовые различия.
Маркс признает, что капиталистическая система обеспечивает экстравагантность и красоту для буржуазии:
"Это правда - рабочие производят для богатых прекрасные вещи, но для самих работников - производятся тем самым лишения. Они производят дворцы, но для рабочих - павильоны. Производит красоту, но для рабочих - уродство"
Точно так же Галадриэль - признается Фродо в том, что это её владение одним из Трёх Колец - позволяет ей создавать великую мистическую красоту Лотлориена:
"Если ты не справишься, то мы будем подавлены врагом. Но если ты преуспеешь, то наша сила
уменьшится, и Лотлориен исчезнет. Будет сметён приливами и отливами времени"
Дж.Р.Р. Толкиен "Властелин Колец"
Хотя Маркс и Галадриэль знают, что свержение буржуазной власти необходимо для прекращения угнетения неимущих - оба также признают, что величественная роскошь - рождена как раз капиталистической системой. И действительно - после того, как Фродо доставит Кольцо в Ородруин, где оно будет уничтожено - могущественное царство Саурона падает, но так же падут и мирные и великолепные царства Элронда и Галадриэль в Ривенделле и Лотлориене. Таким образом, могущественные эльфы будут вынуждены покинуть Средиземье из Серой Гавани - эра их власти прошла.
Поэтому было бы ошибкой интерпретировать Маркса, предполагая, что коммунистическая утопия была бы чем-то вроде рая - в традиционном смысле. Напротив - он признает, что со свержением буржуазии - впечатляющая творческая сила капитализма, которая производит "чудесные вещи" и "дворцы" для верхних слоёв общества - будет принесена в жертву. Ланда утверждает что послание Галадриэль для Фродо перекликается с этой жертвой:
"С огромной разрушительной силой капиталистического метода производства - его подавляющая способность порабощать и калечить, также утратили свою огромную производительность. После того, как от власти отказались - мир становится безопасным и пригодным для проживания, но в то же время более скудным и скромным; не рай воцарился - ад был уничтожен"
Тем не менее, и Маркс, и Галадриэль видят, что уничтожение их врагов - капитализма и Кольца, соответственно - является достойной альтернативой как потере "богатых чудес", так и угасанию эльфов.
Не устали? Прекрасно, ведь мысль ещё не завершена...