Найти тему

Уроки мобильной фотографии. Отражения.

Оглавление

Съемка изображений с отражением очень распространена среди любителей фотографии, так как это один из приемов показать необычный вид на окружающую нас действительность. Давайте разберем основные этапы создания фотографии с отражением, что бы Ваша работа привлекала внимание и вызывала восторг у зрителей.

Работа сделана на Huawei Mate20Pro в режиме авто на основную камеру: 27mm, F1.8, 1/100s, ISO160.
Работа сделана на Huawei Mate20Pro в режиме авто на основную камеру: 27mm, F1.8, 1/100s, ISO160.

1. Отражающая поверхность.

Конечно для выполнения фотоработы с отражением необходимо найти хорошую отражающую поверхность. Самая лучшая отражающая поверхность - это зеркало, но зеркало доступно только для работы в студии, поэтому ищем отражающие поверхности вокруг нас.

1.1. Поверхность воды лучше всего отражает изображение! Поэтому ищем вокруг себя любую поверхность воды: лужа, озеро, водоем, бассейн, река, при этом поверхность должна быть спокойной, иначе волнения и волны дадут рябь на отражение.

1.2. Поверхности стекол отлично подходят для отражения: окна, витрины, стеклянные стены, при этом необходимо, чтобы за стеклянной поверхностью не было источников освещения.

1.3. Полированный камень: гранит, мрамор, брусчатка - очень хорошо отображает изображение, но в большинстве случаем, камень должен быть мокрым, поэтому данные поверхности используем после дождя. Открою Вам небольшой секрет, многие фотографы даже носят с собой бутылку воды, чтобы при необходимости смочить каменную поверхность и получить фотоработу с отражением.

1.4. Полированный металл еще один хороший источник отражений изображения.

2. Угол отражения.

Необходимо знать, что чем больше угол падения и отражения, тем более явно прорисовывается отражение. Другими словами, чем ближе Вы расположите смартфон к отражающей поверхности, тем более четкое изображение отражения Вы получите. Внимание, изменяя наклон смартфона к поверхности, Вы меняя угол отражения, поэтому в идеале угол наклона смартфона должен быть близок к 90%.

Картинка взята из урока Геометрическая оптика.
Картинка взята из урока Геометрическая оптика.

3. Построение кадра.

В современной мобильной фотографии в режиме авто, по крайней мере в последних смартфонах Huawei, Вы сразу видите на экране предполагаемый вид фотографии. Поэтому именно до нажатия на "кнопку спуска затвора" Вы компонуете свой кадр. Фотография с отражением обычно выполняется с уровнем отражения 50 на 50. Если Вы уже читали уроки фотографии по композиции, то наверняка знаете о разбиение кадра на 1/3 и желательном расположении уровня горизонта именно на 1/3 кадра, но для изображения делаем исключение. По масштабу реальное изображение занимает ту же поверхность кадра, что и отражение (закон отражения - углы падения и отражения равны), поэтому визуально уместно располагать линию отражения строго по середине кадра. Кадр 50/50 с отражением выглядит уравновешенным.

Кстати, для лучшей визуализации будущего изображения можно перейти в режим профи, а в настройках режима поставить включить "уровень изображения" (настройки фокуса. экспозиции и ISO устанавливаем в Авто) - уровень Вам даст строгое разделение кадра пополам и покажет правильное положение смартфона по уровню.

Теперь Вам необходимо выбрать угол наклона, чтобы и реальное изображение и отражение вошли в кадр в необходимом объеме.

4. Фокус и экспозиция.

Вы должны следить чтобы и реальное и отраженное изображение были в фокусе, обычно автофокус смартфона выбирает правильное решение, если он ошибается выберете главный объект на реальном изображении на экране для указания точки фокусировки.

Обычно  в фотографии я всегда управляю зоной фокусировки и экспозиции. На смартфонах Huawei это выглядит  так: я делаю компоновку картинки, тыкаю на область экрана где мне  необходим фокус, обычно это главный объект кадра, в этой зоне появляется  белая рамка с солнышком внутри, не отрывая палец от экрана перевожу  солнышко в светлую или средне-освещенную точку. Рамка это у нас зона  фокусировки, солнышко это зона замера экспозиции. Передвигая солнышко Вы  можете в режиме реальной картинки на экране выбрать необходимую  экспозицию/освещенность будущего снимка. Помните, при выборе экспозиции  Вы должны избегать пересветов в картинке в сильно освещенных областях,  иначе при обработке Вы получите "дырку" без какой лтбо цветовой  информации.

Вот пример съемки заката с P40Pro правильный выбор точки экспозамера, при постобработке необходимо будет вытянуть тени:

Скриншот - выбор зоны фокусировки и экспозиции.
Скриншот - выбор зоны фокусировки и экспозиции.

5. Выбор камеры смартфона.

Если условия освещения хорошие, то я рекомендую Вам выбрать широкоугольную камеру: во-первых Вы сможете легко уместить в кадр изображение и отражение, во-вторых у широкоугольных камер ГРИП (глубина резкости) значительно выше, а в широкоугольных камер смартфонов оно очень большое (гиперфокальность) и все Ваши объекты и отражения будут в фокусе.

6. Подготовка отражающей поверхности.

Перед съемкой с отражением желательно протереть/почистить/смочить отражающую поверхность, чем она чище, тем отражение будет лучше. Фотографы ради хорошей фотографии идут на все.

7. Примеры.

7.1. Москва, Ветошный переулок. В Ветошном переулке есть одна известная фотографам лужа, она тут практически всегда)) Вот вариант фотоработы с отражением на смартфон:

Работа сделана на Huawei Mate20Pro в режиме авто на основную камеру: 27mm, F1.8, 1/100s, ISO160.
Работа сделана на Huawei Mate20Pro в режиме авто на основную камеру: 27mm, F1.8, 1/100s, ISO160.

7.2. Сейчас порылся в архивах, вот моя одна из последних работ с отражением.

Казанский Кремль, Кул Шариф.

Работа сделана на Huawei Mate20Pro в режиме авто на широкоугольную камеру: 16mm, F2.2, 1/35s, ISO320.
Работа сделана на Huawei Mate20Pro в режиме авто на широкоугольную камеру: 16mm, F2.2, 1/35s, ISO320.

В качестве отражающей поверхности выбран гранитный парапет вокруг памятника "Закладной камень." Там было очень грязно, пришлось оттереть все снегом и протереть тряпочкой для очков, после того как поверхность камня опять замерзла и стала блистеть я сделал пару кадров. Очень жаль, что на основную камеру мечеть с отражением не влезла, а вот на широкоугольную камеру качество отражения оставляет желать лучшего, так фото делал ночью, и было очень темно.

7.3. Фотовыставка в ночной Москве.

Работа сделана на Huawei Mate20Pro в режиме авто на широкоугольную камеру: 16mm, F2.2, 1/25s, ISO1000.
Работа сделана на Huawei Mate20Pro в режиме авто на широкоугольную камеру: 16mm, F2.2, 1/25s, ISO1000.

Это не совсем обычная фотография, здесь было использовано два изображения "отражение" и "преломление" (не путать с фотошопом). Работа похожа на мультикомпозицию, но сделана одним кадром. Фотография сделана на презентации Huawei P30Pro на смотровой площадке "Панорама 360", билеты на которую я удачно выиграл у @HuaweiMobileRus. Для выполнения работы я выбрал ракурс, чтобы в кадр попало и отражение от панорамного стекла противоположной стены с фотоработами на Huawei P30Prob и сама ночная Москва за панорамным стеклом! Есть еще вариант в ч/б.

7.4. Москва, Собор Василия Блаженного.

Работа сделана на Huawei Mate20Pro в режиме авто на широкоугольную камеру: 16mm, F2.2, 1/50s, ISO200.
Работа сделана на Huawei Mate20Pro в режиме авто на широкоугольную камеру: 16mm, F2.2, 1/50s, ISO200.

В качестве отражающей поверхности выбрана лужа примерно на пол метра.

7.5. Москва, Красная площадь.

Работа сделана на Huawei Mate20Pro в режиме авто на основную камеру: 27mm, F1.8, 1/100s, ISO250.
Работа сделана на Huawei Mate20Pro в режиме авто на основную камеру: 27mm, F1.8, 1/100s, ISO250.

В качестве отражающей поверхности выбран гранитный бордюр примерно 15 см шириной, который ограждает клумбы с деревьями на Красной площади.

7.6. Московское Метро, станция "Жулебино".

Работа сделана на Huawei Mate10 в режиме авто на основную камеру: 27mm, F1.6, 1/100s, ISO200.
Работа сделана на Huawei Mate10 в режиме авто на основную камеру: 27mm, F1.6, 1/100s, ISO200.

На станции в середине платформы стоят большие конусные колоны с отделкой из хромированного металла - я приставил смартфон торцом к металлу, выставил нужный мне угол и дождался необходимой мне композиции (девушка и поезд).

На этом кадре мне понравились геометрические линии и я перевел кадр в ч/б (черно/белое) изображение, кстати фото с отражением очень часто красиво выглядят именно в ч/б.

Послесловие.

В прошлом году на выставке ФотоФорум 2019 я показывал свое фото-превью нескольким проф-фотографам. Мне запомнилось высказывание стрит- фотографа Артема Житенева: "Я тоже очень любил фотографировать с отражением, но в какой-то момент времени я сказал себе: "Стоп - больше ни одной фото с отражением!" Нельзя, чтобы твое творчество ассоциировалось с фотографическим штампом."

Надеюсь Вам понравился сегодняшний урок фотографии. Если у Вас остались вопросы, задавайте, постараюсь ответить и помочь.

Удачных Вам работ и творчества в мобильной фотографии!

Читайте также:

Уроки мобильной фотографии. Композиция - построение кадра с рамкой из окружающего Вас пространства.

Уроки мобильной фотографии. Контурное фото.

Николай @photo_kotenyg