Найти тему

ВИТАЛИК. ИЗ ПОВЕСТИ «КВОТА»

Виталику на всю жизнь запомнился определивший его судьбу шестой день рожденья. Была среда, и застолье отдельно для взрослых, отдельно для детей было решено устроить в субботу. В тот вечер родители отвели его в кукольный театр. Спектакль был так себе, но его настолько поразила работа кукольников, что он не на шутку загорелся куклами и начал вести «двойную жизнь». На улице он гонял с мальчишками мяч, играл в «охотника и дичь», носился на велосипеде, а дома играл в кукол, которых предпочитал всем остальным игрушкам. Он обожал шить им одежду, разыгрывать сцены из любимых сказок и даже пытался сам делать марионеток.

Какое-то время родители благосклонно относились к его забаве, но поняв, что с возрастом его увлечение только крепнет, начали бить тревогу, так как видели его будущее далеко не связанным с каким-нибудь кукольным театром, тем более, что возможности для обеспечения наилучшего будущего у них были отличные, так как и отец, и мать всю свою жизнь проработали сначала на партийной работе, затем, после кризиса, в администрации президента.

Но чем больше они пытались увещевать Виталика, тем сильнее он упирался. Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы не вмешался Израиль Соломонович, с которым у родителей Виталика были приятельские отношения. Впервые он пришел к ним в дом, когда Виталику было лет 5.

-А что надо сказать дяде Израилю, - спросила мама, когда тот подарил Виталику замечательную машинку.

-Дядя Израиль, а правда, что у вас 12 колен? – спросил вместо этого Виталик.

-Проблема в том, что вы не умеете играть в кукол, - сказал Израиль Соломонович, узнав о причине конфликта «отцов и детей», озадачив этой фразой и Виталика, и родителей. Виталику тогда уже было 16.

-А вы умеете? - спросил он.

-Всю жизнь только этим и занимаюсь, - ответил Израиль Соломонович без малейшего намека на шутку или сарказм.

На следующий день он принес Виталику книгу о великих интриганах и манипуляторах. Так Виталик узнал, что самые забавные куклы – это люди. А позже его любимой книгой стал «Государь» Макиавелли.

Чуть позже Израиль Соломонович подсадил Виталика на шахматы.

-Я люблю шахматы не столько из-за возможностей самой игры, сколько из-за того, как меняется картина по мере удаления или приближения наблюдателя. Посуди сам:

При самом ближайшем рассмотрении мы видим жизнь на доске с иерархией и возможностями фигур, правилами поведения и извечной борьбой белых с черными. Отойдя чуть назад, мы уже видим склонившихся над доской игроков и понимаем, что иерархия фигур имеет значение лишь на доске. Для игроков их важность и место определяются исключительно тем, насколько это способствует выигрышу игрока.

Отодвинувшись еще, мы замечаем индустрию шахмат, или некий шахматный мир, в рамках которого создаются доски и фигуры, обучаются игроки, устраиваются турниры и проводятся домашние игры для удовольствия. В этом мире сами игроки являются аналогами шахматных фигур, которые волею игры оказываются в том или ином пространстве-времени шахматного мира и подобно шахматным фигурам имеют те или иные свойства и возможности.

Далее идут создатели шахмат, то есть те, кто постановил, какой должна быть доска, сколько и каких на ней должно быть фигур, каковы их возможности и слабые места, задав тем самым основные параметры всей последующей шахматной индустрии, превратив ее саму в некую игру по заданным правилам.

А дальше становится вообще интересно. Во-первых, шахматы – это эволюционирующая игра, и за время своего существования она претерпела ряд существенных изменений. Во-вторых, она оказалась настолько близкой человеческой природе, что дожила до наших дней в качестве весьма популярной и уважаемой игры. То есть сами создатели шахмат действовали в рамках правил еще одной заданной игры, которая и определила дальнейшую судьбу шахмат, как таковых.

А дальше… А дальше нами играют судьба и случай причем даже не в подкидного дурака, а в нечто предельно простое и предельно странное.