Как это ни эгоистично, но мы любим себя за добрые дела. И начинаем любить тех, для кого мы эти добрые дела совершили. "Мы в ответе за тех, кого приручили" - помните эту фразу? И действительно, когда о ком-то позаботился один раз, начинаешь делать это чаще.
Этот эффект и обнаружил Бенджамин Франклин, который кстати, никогда не являлся президентом США, вопреки распространенному убеждению. И да, это он изображен на ста долларах. Но заслуга его конечно не в этом. Это был выдающийся ученый, писатель и политический деятель своих времен, начавший свой путь от подмастерья в типографии брата.
В тридцатилетнем возрасте случилось его первое продвижение по службе в качестве секретаря Генерального собрания. В тот первый год он был выбран единогласно. Но в следующий год случилось то, что против него и в пользу другого кандидата, была произнесена речь новым, достаточно богатым и образованным джентльменом и членом собрания. И хотя Бенджамин был все-таки выбран и в тот год, ему была неприятна оппозиция влиятельного человека. И тем более совершенно не входила в его планы.
Но для того, чтобы понравится настроенному против него джентльмену, Франклин не собирался оказывать раболепные знаки внимания. Он поступил по-другому. Однажды узнав, что в библиотеке того человека имеется редкая книга, послал ему записку, в которой было выражено желание и просьба одолжить книгу ему на несколько дней. Книга была прислана немедленно. Вернул ее Бенджамен с запиской, полной горячей благодарности за такую услугу.
Когда Франклин встретился с мужчиной на собрании, то тот заговорил с ним, притом весьма любезно, чего раньше, конечно, никогда не случалось. И в дальнейшем этот господин выражал готовность оказать повторные услуги. Мало того, они стали еще и добрыми друзьями на всю оставшуюся жизнь. Бенджамин сделал вывод из этой ситуации и еще раз утвердился в старинном изречении:
В дальнейшем это было доказано и различными экспериментами. Люди, оказавшие услугу с бОльшей вероятностью готовы были повторить помощь. Мозг в этом случае, решает, что тот кому, оказана услуга, хороший человек, иначе бы она оказана не была. И просто принимает это на веру.
Как это может действовать в разных случаях:
· вместо того, чтобы идти с не прошенной помощью или предложением что-то приобрести, вас спрашивают совет или просят поделиться впечатлениями, если вы отвечаете, то ваш мозг считает, что произошло доверие, вы становитесь более расположены к источнику просьбы.
· в общении с человеком, вам делегируют что-то, как более компетентному. Например, коллега попросит вас выбрать подарок на день рождения сотрудника, ведь у вас отменный вкус. В следующий раз вы с большей вероятностью окажете ему повторную услугу.
· вас попросили о небольшом одолжении, сердечно поблагодарив о помощи. В следующий раз вы с охотой сделаете для этого человека и что-то более существенное.
Зная эффект метода Бенджамина Франклина, можно избежать корыстных побуждений направленных на вас, а также самим легко наладить контакт с любым человеком.