Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Старики-разбойники" (СССР, 1972): зрители спорят

Старики-разбойники. СССР, 1972. Режиссер Эльдар Рязанов. Сценаристы: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов. Актеры: Юрий Никулин, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева, Георгий Бурков, Андрей Миронов, Валентина Владимирова, Юрий Белов, Валентина Талызина и др. 31,5 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Эльдар Рязанов (1927-2015) – один из фаворитов зрительского успеха в СССР: из его девятнадцати полнометражных фильмов, снятых в советские времена, в первую тысячу самых популярных кинолент вошли четырнадцать (к этому можно еще смело добавить его телехиты – «Иронию судьбы» и «О бедном гусаре замолвите слово»).

-3

Достойное место (в списке первых 300-х самых кассовых фильмов СССР) занимает здесь и грустная комедия «Старики-разбойники».

-4

О «Стариках-разбойниках» до сих пор спорят и зрители XXI веке (далее приводятся цитаты зрительских откликов, опубликованных на портале кинотеатр.ру):

-5

Мнения «За»:

«Отличный фильм, один из рязановских шедевров. Очень грустный, как и жизнь пожилых людей вообще» (Леонид).

«Прекрасный фильм! Шедевр! Когда я смотрела его, то переживала за всех и очень обрадовалась счастливому концу» (Лиза).

«Фильм действительно чудесный! И хоть это комедия, но сколько в ней разных чувств и глубоких взаимоотношений между героями, сколько разноплановых эпизодов! Верные и преданные друзья в исполнении великих Никулина и Евстигнеева, любовь немолодых людей, рабочий коллектив… Уверена, что многие этот фильм знают чуть ли не наизусть, а перечисляю скорее из-за того, чтобы еще раз самой с радостью припомнить любимую картину» (М. Морозова).

-6

«Замечательный фильм! Действительно, … невозможно назвать этот фильм обыкновенной комедией. Если комедия, то, скорее, лирическая, минорная. Действительно, сколько в этом фильме чувств, мыслей. И радостных, и грустных. А размышления героев о том, что старости как таковой не бывает, что человек всё равно остаётся молодым в душе, только люди этого не замечают... навевают удивительные смешанные чувства доброты, грусти, нежности... Добрый, хороший фильм. О многом задумываешься после его просмотра. Все актёры великолепно сыграли, запоминающиеся характеры» (А. Алексеева).

-7

«Самый добрый фильм Рязанова (и "Девушка без адреса"), и отличные роли Белова в этих картинах. Мне вообще хочется, чтобы милиционеры были похожи манерами на героя Белова в "Стариках-разбойниках"! И ещё - мне этот фильм не кажется грустным - так светло он снят! Хотя мне до пенсии далеко, но всё равно - мне кажется, пенсия - тоже хорошо, а поэтому желаю нынешним и будущим пенсионерам здоровья!» (Юлия).

«Очаровательнейший фильм! Который раз уже смотрим его всей семьёй, и в домашней фильмотеке есть, но, каждый раз, не перестаём им восхищаться! Удивительно добрый и позитивный, всегда поднимает настроение!» (В. Никитенко).

-8

Мнения «против»:

«Совершенно не смешно, а, скорее, грустно смотреть эту "кинокомедию". Реплики не вызывают смех. Никулин выглядит слабо, а Евстигнеев - не лучше его. У Аросевой просто проходная роль, а у Миронова тем более. … Если выключить звук сразу станет заметно, насколько мешает "халтурная" музыка Андрея Петрова, ощущение, что во всех фильмах Рязанова Петров предлагает одну и ту же мелодию в разных темпах и оркестровках» (Норд).

«Явная неудача Рязанова. … посмотрела этот фильм один раз и больше не тянет. Если "Как украсть миллион" смотреть и смеяться можно бесконечно, то здесь комедийная ситуация не вызывает веселья, по крайней мере, я не ощутила того задорного духа, который всегда присущ комедиям» (Критиканша).

-9

«Достаточно послушать закадровый текст с вкрадчивым голосом Ю.Яковлева, начиная с первых минут. В преамбуле, в которой Рязанов решил раскрыть, ес-сно, в «сатирическом» ключе, достаточно серьёзную проблему пенсии и старости звучит такая мысль: «Пенсионер – это человек, которому платят деньги за то, чтобы он не работал». Вот такая сатира, товарищи. То есть государство, где, как известно «каждому всё по труду», этот принцип в действительности не соблюдает и содержит некий бесполезный и ни к чему не способный балласт под названием пенсионеры. При этом самое гнусное, что проводя такую подмену понятий, Рязанов с одной стороны надевает на себя маску поборника этих самых социалистических принципов, с другой – выставляет в качестве объекта для подобной едкой сатиры целый социальный слой, существующий, кстати, в любой стране, и предлагает т.н. «думающему зрителю» похихикать над «несовершенством советской системы» содержащей, причём, вразрез своей дурацкой идеологии, неких «неработающих захребетников, сидящих на шее у всего общества». Так что нечего после этого удивляться появлению в нашей стране по прошествии ряда лет таких терминов, как «возраст дожития» и издевательским пенсиям для сидящих на самом дне стариков, пенсиям на которые не прокормишь даже кошку, но об этом в своих творениях 90-х и «нулевых» постаревший и доживший до своей собственной немаленькой, как мне кажется, пенсии Рязанов уже не философствовал!» (М.Р.).

Итак, это были мнения кинозрителей.

А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020