В текущей ситуации многие бизнесы уже закрылись или же находятся на гране закрытия. Это, в принципе, неудивительно: самоизоляция, возросший курс доллара, рост стоимости материалов и т.д. Перечислять можно бесконечно, однако факт остается фактом: многие бизнесы или не переживут текущий кризис, или “переформатируются”.
От пандемии пострадали не только туроператоры и авиаперевозчики, но и малый и средний бизнес. Наиболее ощутившие кризис сферы: арендодатели (как жилья, так и коммерческой недвижимости), рестораны и кафе, салоны красоты и парикмахерские, индустрия развлечений и непродовольственные магазины.
В кризисе также и многие предприятия B2B, так как на паузе многие производства: как по причине карантина, так и просевшего спроса на товары.
Каким бизнесом заняться во время карантина
Итак, какие направления предпринимательства могут помочь “выплыть” в карантин:
- Маски, санитайзеры, одноразовые перчатки и прочее, что востребовано в текущих условиях. На российский рынок сейчас вышло достаточно много отечественных производителей антисептиков: косметические компании и производители бытовой и автохимии начали активно вводить данные средства в свои продуктовые линейки. А многие модные бренды начали шить многоразовые тканевые маски, как для продаж, так и для помощи тем, кто не имеет возможности себя ими обеспечить.
Продавать такие товары можно на Яндекс.Маркете, маркетплейсах, а также при наличии у вас основного сайта - добавить семантику к основной семантике для SEO-продвижения.
- Сервисы доставки. Пока большинство сидит дома, сервисы доставки востребованы как никогда. К примеру, даже Ozon из-за большого объема доставок ввёл минимальную сумму заказа, а зарплаты курьеров Яндекс.Еды увеличились в большинстве городов в 3 раза из-за возросшего количества заказов.
Многие магазины перешли в онлайн, подключились к маркетплейсам, начали активно продвигать свои сайты в органическом поиске и давать рекламу. В результате практически не потеряли в условиях отсутствия оффлайн продаж. Поэтому если вы еще не вышли в онлайн - сейчас самое время начать.
- Всё для дома. Увеличились продажи не только различных вещей, необходимых дома, но и настольных игр, картин по номерам, вышивки и других товаров, с чьей помощью можно скоротать досуг. Особой популярностью пользуется бытовая техника: так, продажи хлебопечек в США увеличились в марте на 652% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Быстро продажи таких товаров можно начать на маркетплейсах. В долгосрочной перспективе существенным плюсом будет создание и дальнейшее продвижение интернет-магазина.
- Одежда для дома. Дома мы стали проводить куда больше времени, а следовательно - возрос спрос на удобную и красивую домашнюю одежду. Многие бренды уже расширили свои коллекции на домашнюю одежду. Почему бы и вам не попробовать? Продвигать такие коллекции легко с помощью Instagram, Wildberries, Lamoda, Ozon, рекламных систем Yandex.Market, Google.Merchant, прочих торговых площадок.
Опять же важно учесть что данная схема отлично работает при наличии собственного сайта.
- Онлайн-образование. Только за март спрос на услуги онлайн-образования увеличился на 40%. По итогам апреля, как вы понимаете, будет отмечен еще больший рост. Поэтому если ваша компания - эксперты в какой-либо сфере, сейчас самое время выйти на рынок со своим образовательным продуктом. Фитнес-тренировки. йога по скайпу, английский, компьютерное обучение, развивающие занятия для школьников - вот лишь некоторые сферы, на которые в марте был отмечен взрывной рост.
Для продвижения таких продуктов сейчас существует очень много возможностей: помимо традиционного SEO продвижения на помощь приходит реклама в соцсетях, продвижение у блогеров, а также размещение на специализированных порталах.
- Компьютерная техника. Многие перешли работать на удаленку, а также стали покупать ноутбуки для школьников, которые сейчас учатся из дома. Как результат - вырос спрос на компьютерную технику.
Благодаря высокому среднему чеку для роста продаж тут можно использовать все доступные инструменты интернет-продвижения: контекстная реклама, SEO, прайс-агрегаторы и т.д.
- Витамины и травяные добавки. Сейчас большинство граждан озадачились укреплением иммунитета, а следовательно - рост на продукты данной категории начал расти. Плюс зарубежный интернет-гигант Iherb активно заходит на российский рынок и в ближайшем будущем начнет продавать товары российских производителей.
- Аренда вещей. Сейчас многие хотят сэкономить, поэтому спрос на аренду вещей также начал расти. Поэтому если у вас есть, что сдать в аренду - добро пожаловать на сайты, оказывающие подобные услуги. К примеру, многие фитнес-центры стали сдавать в аренду тренажеры на период карантина. И эта услуга пользуется популярностью: к примеру, в Москве уже достаточно сложно найти велотренажеры для аренды.
Продвигать ваши офферы можно не только на привычных Avito и Юле, но и на специализированных сервисах: Next2You, Rentmania, Моспрокат и т.д.
- Товары для сада и огорода. Многие перебрались на дачи, а сейчас как раз начинается активный дачный сезон.
Самыми выгодными инструментами для увеличения продаж здесь опять же будет продвижение в органической выдачи и размещение на маркетплейсах.
В общем, можно придумать достаточно большое количество идей, чтобы ваш бизнес пережил так называемый период “каникул” и стал более доходным, но в данной ситуации основной (и возможно единственный) двигатель продаж - это онлайн и наличии своего сайта.
Что делать дальше, когда спрос спадет после отмены карантина
Карантин рано или поздно закончится (лучше конечно рано, чем поздно). Поэтому уже сейчас надо продумать, что будет с вашим бизнесом после его окончания. У вас должны быть планы со следующими сценариями:
- “Оптимистичный сценарий”. После самоизоляции спрос на ваши товары или услуги не просто восстановился, а существенно увеличился (так называемый “взрывной” спрос).
- “Реалистиный сценарий”. Спрос вернулся на прежний уровень и вы продолжаете работать так, как работали до начала пандемии.
- “Пессимистичный сценарий” пригодится в том случае, если спрос на товары и услуги “докарантинного” периода не восстановился. И вот в этом плане должны быть не только меры по оптимизации расходов, но и новые направления развития.
Также многие бизнесмены уже не раз слышали, что имеет смысл активно развивать “непрофильные” проекты, чтобы не хранить все яйца в одной корзине. Уделите внимание и этой сфере: на карантине как раз есть время продумать и начать реализовывать план по дополнительным источникам дохода.
В целом, многие сферы после карантина по прогнозам аналитиков пойдут в гору: фитнес-центры, йога и нутрициологи (еще бы, надо же будет сгонять накопившийся за карантин жирок), психологическое консультирование, салоны красоты, продажи одежды и обуви (в офис многие захотят прийти красивыми и в чем-то новом, да и лето уже на носу) и т.д. Особый спрос будет у свадебных салонов: в текущий период многие свадьбы перенеслись, а следовательно, сместился и спрос. Прибавьте к этому волну разводов, которая однозначно будет после окончания самоизоляции (Китай тому пример), и вы поймете, что свадебные салоны будут пользоваться повышенным спросом как минимум еще года полтора - два.
Что делать сейчас, чтобы удержаться на плаву
Самый лучший вариант - вкладываться в присутствие бизнеса в интернете и увеличивать количество точек контакта со своей целевой аудиторией.
К примеру, для магазинов рекомендуем задействовать следующие инструменты:
Контекстная реклама:
- Яндекс.Директ
- Google ADS
- Criteo
- таргетированная реклама в социальных сетях
Прайс-агрегаторы, к примеру:
Маркетплейсы, к примеру:
и пр.
Реклама объявлениями, к примеру:
- https://youla.ru/ и пр.
Реклама на картах, к примеру:
Как оценивать эффективность размещения?
Основная метрика - это, конечно, количество продаж. Помимо этого, необходимо ориентироваться на следующие показатели:
- Колтрекинг - система отслеживания и прослушивания звонков. Для того чтобы эффективно отслеживать источники звонков и их качество, необходимо подключить данную услугу для общего понимания объема обращений в компанию, ведь телефон - это основной способ связи клиента с компанией.
- CPL - цена за лид. т.е. за звонок, заказ или отправленную заявку.
- ROMI - коээфициент возврата инвестиций в маркетинг. Для эффективных рекламных каналов данный показатель должен быть всегда больше 100%. Если он меньше 100% - ваша реклама убыточна.
- % конверсии - какой % пользователей, перешедших на ваш сайт или страницу с товаров, совершил целевое действие.
- CPC - стоимость клика. Предельная стоимость клика рассчитывается на основе предыдущих показателей. К примеру, конверсия вашего сайта - 2%, рекламный бюджет - 20 000 руб., количество желаемых лидов - 20, а предельная стоимость лида - 1000 руб. На основании этого вам необходимо получить 1000 кликов, стоимость клика при этом не должна быть больше 20 руб.
современные системы позволяют не только отслеживать сами звонки, но и каналы по которым пришел пользователь и позвонил, а также запросы которые он вводил в поисковой строке.
Итого ваша задача: в рамках тестовых бюджетов протестировать несколько каналов размещения, оставить самые рентабельные, а далее работать над оптимизацией и масштабированием.