Знаете ли вы, что такое роговой оркестр? А может быть, вам даже удавалось слышать, как он звучит? А вот жители владимирской губернии XVIII века при губернаторе Иване Михайловиче Долгорукове вполне могли лицезреть это действо.
Скажу, что первый роговой оркестр появился в 1751-м году усилиями Гофмаршала Семёна Кирилловича Нарышкина. В 1755-м императрица Елизавета, услышав его звучание на охоте, приказала сделать такой оркестр при своём дворе. О роговых оркестрах я беседую с владимирским краеведом, председателем владимирского городского отделения межрегиональной общественной организации «Танеевское музыкальное общество» Натальей Прошиной.
- Что же это были за оркестры?
– Роговой оркестр – это очень специфический оркестр. Он впервые был организован в России в 18 веке. И толчком к его созданию была роговая музыка на охоте. Помните те охотничьи рога, которые очень громко и ярко звучали в лесу, на открытом воздухе? И по инициативе сверху было предложено соединить их в оркестр: что будет, если их объединить? Рога были сделаны из листов латуни, склёпывались, внутри отшлифовывались. Были специально настроены, каждый рог играл только один звук.
- Как бурдон, тянули каждый свою ноту?
– Да, один звук, как одна клавиша. Сейчас возрождают игру в таких оркестрах. Когда я видела это, скажу вам, это весьма любопытно: когда музыкант играет, у него во рту несколько таких рогов.
- Как это? Один человек играет на нескольких рогах одновременно?
– Если это мелкие рога, маленькие, они высокие ноты играют, то да, один. Но если музыкант ответственен за низкие ноты, то рог может быть полтора метра длиной, он лежит на подставке. В нужный момент музыкант вынимает изо рта те 3-4 маленьких рога и берёт с подставки большой. Это, надо сказать, эквилибристика! Может быть, сейчас это не очень часто можно увидеть, но в Петербурге, Павловске и Москве дают такие концерты. Конечно, это всё на открытом воздухе происходит, потому что громко. Кстати, ещё называют такой оркестр «живой орган». Сейчас можно это и послушать, есть картинки старинных оркестров.
Состав оркестрантов мог достигать нескольких десятков человек. Это было очень трудозатратно и сложно для здоровья. Играли только крепостные, их не жалели, они должны были постоянно держать лёгкие в напряжении. И от постоянного напряжения лёгких у крепостных музыкантов случались лёгочные заболевания, они не долго могли работать в таком сложном режиме, их часто обучали и меняли, если у музыканта, например, начиналась чахотка.
Такие оркестры часто играли на катках, других развлечениях дворянского общества в 18 веке и где-то до первой трети 19-го. Могли на военных парадах, на гуляниях. Так Долгоруков, например, часто устраивал пикники, причём не только для своих, а пикник – это было большое празднество, которое часто устраивалось на «воксале». Где находился наш владимирский вокзал? Это было примерно на том месте, где сейчас находится церковь Казанской Божьей матери, на нынешней площади Победы. Точнее сказать не могу, поскольку уже в 19 веке вокзал был разрушен. А тогда это была большая дубовая роща, дубрава прекрасная. От неё, кстати у нас остались названия «Верхняя и Нижняя дуброва», а вот дубов не осталось. «Воксал» – это был великолепный деревянный павильон, там летом были танцы, проходили банкеты весьма вкусные. Долгоруков их нередко описывал в своих мемуарах, есть момент, где он говорит о необыкновенном кондитере, который делал многоэтажные торты. Писал так: «немало я приел этих тортов…» У него очень своеобразный был язык. И вот там тоже играл роговой оркестр.
Яна Тарасова, Радио России - Владимир