Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Тайны братских могил ХІІІ века в центре Ярославля

В 1937 году решением Ярославского обкома партии и облисполкома был взорван главный храм Ярославля – Успенский собор. Храм слишком демонстративно возвышался на крутом берегу Волги, словно бросая вызов новому, советскому времени и новым идейным ценностям. На опустевшем месте разбили парк.

В 2004 г. на прежнем месте начали строить новый Успенский собор,

Современный вид Успенского собора в Ярославле
Современный вид Успенского собора в Ярославле

Сначала ярославцы жарко обсуждали решение автора проекта изменить размеры храма – он стал массивнее, выше, это казалось нарушением традиций реставрации, но вскоре строители наткнулись на следы трагедии, случившейся много веков назад, и эти страшные тайны групповых захоронений жертв ХІІІ века погасили споры.

Строителей сменили археологи: Осипов, Фараджева, 2007; Энговатова, 2008; 2009.

Что же было найдено? Процитируем отчёты археологов: «В ходе археологических охранных работ было обнаружено 9 объектов, интерпретированных как коллективные захоронения погибших во время разорения города татаро-монголами в 1238 г. его защитников и жителей. Полуразложившиеся трупы были собраны и наспех захоронены в подполах сгоревших домов, в ямах и даже колодце. Нападали конные воины – большинству убитых удары наносились сверху. Видимо защитники города в большинстве своём были без шлемов – среди ранений часто встречаются смертельные травмы головы».

Раскопки на месте погребений возле Успенского собора
Раскопки на месте погребений возле Успенского собора

Анализ этих братских погребений ставит множество вопросов:

В могилах найдены в основном женские и детские скелеты и их фрагменты. Где мужские?

Как оказались в захоронениях вместе с людьми скелеты лошадей, коров, свиней, собак и даже оленя? А в одном из могильников обнаружены скелеты птиц, предположительно, соколов, они почему здесь оказались?

Историки заметили, что погребение совершили с нарушением норм того времени, без соблюдения обряда. Редкие мужчины, в основном женщины и дети лежали в разных позах, часть тел сильно разложилась к моменту погребения. Как это объяснить?

И самый сложный вопрос: в 9 захоронениях обнаружено свыше 400 скелетов людей. Это, по мнению историков, жители средневекового Ярославля, погибшие во время штурма города воинами Батыя. Почему среди всех вещей, найденных в захоронениях, обнаружен только ОДИН единственный нательный крестик?

И ещё один, совершенно провокационный вопрос, заданный журналистом, внимательно следившим за ходом раскопок:

– На многих частях скелетов видны следы ударов тупым предметом (булава), рубленых (сабля) или проломов (копьё).

Черепа погребённых со следами ударов
Черепа погребённых со следами ударов

– Но почему на некоторых костях хорошо видны округлые отверстия, которые не могли оставить стрелы, но могли… пули?

Лопаточная кость со следом... пули?
Лопаточная кость со следом... пули?

Журналиста высмеяли, но вопрос остался.

Но есть ещё одна тайна, которая ждёт своего исследователя. В коллекции Ярославского музея-заповедника находится икона св. блгв. кнн. Василия и Константина ярославских с клеймами. Клейма – это своеобразные иллюстрации тех событий, которые происходили со святыми. На одном клейме иконописец изобразил Батыя, как русского царя: на нём типичное царское облачение, на голове – золотой венец, шатёр Батыя – «царского» пурпурного цвета. Да и облик царя не выдаёт в нём монголоидных черт, особенно типично русская курчавая борода.

Икона св. князей Василия и Константина. В правом верхнем углу - армия бородатого царя Батыя в русских одеждах и доспехах
Икона св. князей Василия и Константина. В правом верхнем углу - армия бородатого царя Батыя в русских одеждах и доспехах

Инок Пахомий, составивший в 1520 г. жития этих святых, утверждает, что князья Василий и Константин погибли вместе при взятии Ярославля Батыем, а о самом Батые пишет, что он стоял под Ярославлем два с половиной года «бяще бо той окаянный царь Батый родом града Ярославля от веси Череможския и дошед отца своего, в лето 6745 взят бысть град Ярославль», то есть Батый искал в Ярославле своего отца. 6745 год – это и есть 1237 год, когда пал Ярославль.

Весь – это определённая обжитая кем-либо территория. «Весь череможская» – территория, заселённая черемисами, то есть марийцами. Следовательно, Батый, согласно Пахомию, был представителем поволжского финно-угорского народа.

Вот и ещё загадка: какого отца искал Батый в Ярославле? Да ещё два года? Или старец ошибся?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц