В 1937 году решением Ярославского обкома партии и облисполкома был взорван главный храм Ярославля – Успенский собор. Храм слишком демонстративно возвышался на крутом берегу Волги, словно бросая вызов новому, советскому времени и новым идейным ценностям. На опустевшем месте разбили парк.
В 2004 г. на прежнем месте начали строить новый Успенский собор,
Сначала ярославцы жарко обсуждали решение автора проекта изменить размеры храма – он стал массивнее, выше, это казалось нарушением традиций реставрации, но вскоре строители наткнулись на следы трагедии, случившейся много веков назад, и эти страшные тайны групповых захоронений жертв ХІІІ века погасили споры.
Строителей сменили археологи: Осипов, Фараджева, 2007; Энговатова, 2008; 2009.
Что же было найдено? Процитируем отчёты археологов: «В ходе археологических охранных работ было обнаружено 9 объектов, интерпретированных как коллективные захоронения погибших во время разорения города татаро-монголами в 1238 г. его защитников и жителей. Полуразложившиеся трупы были собраны и наспех захоронены в подполах сгоревших домов, в ямах и даже колодце. Нападали конные воины – большинству убитых удары наносились сверху. Видимо защитники города в большинстве своём были без шлемов – среди ранений часто встречаются смертельные травмы головы».
Анализ этих братских погребений ставит множество вопросов:
В могилах найдены в основном женские и детские скелеты и их фрагменты. Где мужские?
Как оказались в захоронениях вместе с людьми скелеты лошадей, коров, свиней, собак и даже оленя? А в одном из могильников обнаружены скелеты птиц, предположительно, соколов, они почему здесь оказались?
Историки заметили, что погребение совершили с нарушением норм того времени, без соблюдения обряда. Редкие мужчины, в основном женщины и дети лежали в разных позах, часть тел сильно разложилась к моменту погребения. Как это объяснить?
И самый сложный вопрос: в 9 захоронениях обнаружено свыше 400 скелетов людей. Это, по мнению историков, жители средневекового Ярославля, погибшие во время штурма города воинами Батыя. Почему среди всех вещей, найденных в захоронениях, обнаружен только ОДИН единственный нательный крестик?
И ещё один, совершенно провокационный вопрос, заданный журналистом, внимательно следившим за ходом раскопок:
– На многих частях скелетов видны следы ударов тупым предметом (булава), рубленых (сабля) или проломов (копьё).
– Но почему на некоторых костях хорошо видны округлые отверстия, которые не могли оставить стрелы, но могли… пули?
Журналиста высмеяли, но вопрос остался.
Но есть ещё одна тайна, которая ждёт своего исследователя. В коллекции Ярославского музея-заповедника находится икона св. блгв. кнн. Василия и Константина ярославских с клеймами. Клейма – это своеобразные иллюстрации тех событий, которые происходили со святыми. На одном клейме иконописец изобразил Батыя, как русского царя: на нём типичное царское облачение, на голове – золотой венец, шатёр Батыя – «царского» пурпурного цвета. Да и облик царя не выдаёт в нём монголоидных черт, особенно типично русская курчавая борода.
Инок Пахомий, составивший в 1520 г. жития этих святых, утверждает, что князья Василий и Константин погибли вместе при взятии Ярославля Батыем, а о самом Батые пишет, что он стоял под Ярославлем два с половиной года «бяще бо той окаянный царь Батый родом града Ярославля от веси Череможския и дошед отца своего, в лето 6745 взят бысть град Ярославль», то есть Батый искал в Ярославле своего отца. 6745 год – это и есть 1237 год, когда пал Ярославль.
Весь – это определённая обжитая кем-либо территория. «Весь череможская» – территория, заселённая черемисами, то есть марийцами. Следовательно, Батый, согласно Пахомию, был представителем поволжского финно-угорского народа.
Вот и ещё загадка: какого отца искал Батый в Ярославле? Да ещё два года? Или старец ошибся?