В детстве мама выписывала мне журнал "Юный художник".
Она увидела мой интерес к рисованию и старалась создать правильную среду. И я до сих пор помню отдельные публикации. Помню, как один рисунок с тыльной стороны обложки поразил меня прямо в сердце. Это был портрет старика, нарисованный карандашом. На рисунке была видна в подробностях каждая прядь волос, каждая морщинка. Самое эффектное было то, что окладистая белая борода, обрамляющая нижнюю часть лица, была еле намечена, и подбородок натурщика как бы растворялся в белом листе. То есть верх головы был проработан досконально, а там где на лице начиналась белая борода, автор оставил только пару намёков. Тот рисунок уже не отыскать, но я приведу в пример подобный.
И я представляла себе, как мастер рисует этот портрет сверху вниз. Или от глаз к носу. Прорисовал морщины, лучами расходящиеся от век, потом – нос, щёки, уши... Сейчас-то я знаю, что так делать нельзя, но так же знаю, что все начинающие делают именно так – увлекаются деталями, не глядя на общую форму. Даже под руководством преподавателя многие не могут уйти сразу от раздельного рисования! Хочу предупредить ваши ошибки!
Уже готовясь поступать в вуз, я узнала, что нельзя рисовать до конца отдельные части работы, будь то фигуры в натюрморте или деревья в лесу. Работа ведётся постадийно: сначала намечается общая форма так, будто все предметы поставили в большой мешок, потом общо набрасывается каждый объект, а уж потом уточняется форма каждого из них. Работа со светотенью так же не останавливается на одном куске изображения, нельзя взять и прорисовать один горшок из натюрморта или один цветок из букета.
Чем портрет не совокупность пространственных фигур? Поэтому если рисовать глаза отдельно, а потом нос и рот, то окажется, что они не соединяются в портрет! Вам это не будет заметно, потому что вы рисуете "чтоб было похоже", но профессионального результата не будет никогда!
Поэтому даже если вам кажется, что любимый вами художник взял волшебную кисточку (ну или карандаш) и нарисовал портрет от глаз к подбородку, не верьте своему впечатлению! Всё начинается с построения, с общей формы, осей и деления отрезков на части. Поэтому изучить учебник по изобразительному искусству будет самым прямым путём в рисовании. Изучить с карандашом, делая зарисовки, заставляя себя снова и снова возвращаться к началу.
Ну а что с тем рисунком – мог ли мастер нарисовать портрет "по кускам"? Мог. Ведь все линии построения он делал тысячу раз и держит общую форму в голове. Вот пример такого рисования от Михаила Врубеля.
Вообще говорят, что Врубель стирал второй глаз для выразительности (что?), но мастер его уровня может нарисовать всё и раздельно. Однако новичок не сможет это повторить! Не делайте так!
#беседы_кс
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.