Найти в Дзене
Военный Урал

Шагая в незнаемое

Любая война - это война прежде всего с самим собой. Со своим страхом. Болью. Усталостью.
И незнанием.

Накануне войны Уралмашзавод начал осваивать серийное производство гаубицы М-30. Для оказания помощи сюда была откомандирована из Перми группа инженеров во главе с "отцом" этого орудия, молодым инженером Федором Петровым.

Федор Петров
Федор Петров

Исходя из этого, в условиях начавшейся войны Уралмашу был предписан "артиллерийский" профиль. Из Ленинграда прибыло артиллерийское КБ-3 Ленинградского Кировского завода во главе с Львом Горлицким. И сюда же направили эвакуированный из Подмосковья Завод № 8.

Короткий номер скрывает слишком многое. Любой турист знает в Петербурге Литейный мост и Литейный проспект. Но никто не задумывается, откуда в самом центре дореволюционной столицы России промышленные топонимы. Разгадка проста: во времена Петра I здесь была окраина молодого города. Император сделал её заводской, основав здесь литейные мастерские по производству пушек и других металлических изделий для военного флота.

Арсенал и Литейный двор. Рисунок 1780 года
Арсенал и Литейный двор. Рисунок 1780 года

В XIX веке предприятие разделилось. Часть оборудования и работников перевели на Выборгскую сторону, назвав это всё заводом «Арсенал». Оставшееся стало казённым орудийным заводом, специализировавшимся на экспериментальных работах. Здесь стал пролетарием Миша Калинин, позднее «всесоюзный староста», председатель законодательного органа СССР. Именно поэтому, а не «просто так» предприятие впоследствии стало носить его имя.

В Гражданскую, когда велика была угроза падения «колыбели революции», завод перевели в Подмосковье. Он остался одним из центров отечественной артиллерийской инженерной мысли. Одним из символов войны стала «сорокапятка» - противотанковая 45-мм пушке. И на множестве военных фотографий можно увидеть характерный силуэт 85-мм зенитного орудия. Обе эти пушки созданы в 1930-х на Заводе № 8 имени М. И. Калинина.

Казалось бы, всем собравшимся на УЗТМ трудиться и трудиться по своему привычному профилю, работы выше крыши. Но…

Специализация Горлицкого - узлы установки пушек в танк. Он плотно участвует с товарищами по Кировскому заводу в создании ими новых танков. Весной 1942 года руководитель танковых конструкторов Кировского завода и по совместительству заместитель наркома танковой промышленности Жозеф Котин предлагает Горлицкому с подчинёнными окончательно перейти в «стан танкистов» - работы слишком много, голов не хватает.

И команда Горлицкого начинает проектировать… Нет, даже не танк, а то, что было в новинку даже для опытных танковых конструкторов – самоходную артиллерийскую установку. Что такое танк? Это, по сути, арторудие, защищённое броней и высокоподвижное. Но производство танка обходится достаточно дорого. «Самоходка» — это менее защищённый, но дешёвый вариант танка.

Причём команда Горлицкого увлеченно начала делать сразу два проекта. Первый («установка У-18») соответствовал официальному заданию: поставить орудия МЛ-30 в бронекорпуса для танков КВ-7: их сгоряча напаяли в конце 1941-го, но работы по танку были прекращены.

Но военные этим вариантом были недовольны – пушечка слабовата! Так что Горлицкий начал делать еще и проект с 203-мм гаубицей, установленной на ходовую часть «обычного» КВ. Пришлось основательно переделывать бронекорпус танка, создавать систему механического заряжания – боеприпас был слишком тяжёл, чтобы управляться с ним вручную.

Второй проект («У-19») оказался готов первым – в августе 1942 года. Однако задача, похоже, была неразрешима в принципе. Попытка укрыть броней массивное орудие породила громоздкого монстра – отличную мишень, заметную издали. Масса самоходки была в полтора раза выше, чем у танка КВ. И это при том, что коробка передач танка с трудом выдерживала даже его массу. Поэтому Москва проект «зарубила».

Установка У-19. Модель.
Установка У-19. Модель.

В первых числах сентября КБ УЗТМ во главе с Горлицким направило в верха проект У-18. И получила вдвойне обескураживающий ответ. Москва сообщила, что за несколько дней до получения данного проекта уже был рассмотрен и одобрен аналогичный проект. Обычно в подобных ситуациях к вопросу возвращались, рассмотренный ранее проект сравнивали с только что поступившим, выбирали лучший. Но теперь в силу крайней занятости пересматривать уже принятое решение не стали. Несколько дней опоздания сыграли определяющую роль.

Но самым потрясающим было то, кто оказался автором другого проекта - соседи команды Горлицкого по зданию заводоуправления УЗТМ!

Заводоуправление Уралмашзавода
Заводоуправление Уралмашзавода

После прибытия Завода № 8 Петрова и его товарищей присоединили к нему. Точнее, Петров был назначен руководителем его конструкторского бюро. Человек он был из тех, которые задания себе пишут сами. Ту же М-30 он создал сугубо по своей инициативе.

Вот и сейчас КБ завода под его руководством начало инициативную деятельность - и это при том, что от выполнения обычных задач не освобождал никто. Проще назвать виды артиллерийских вооружений, которыми они не занимались, чем те, которыми занимались.

Поступавшие с фронта отчеты убедительно свидетельствовали, что в условиях начавшейся войны обычной артиллерии категорически не хватает подвижности. Тем более, что тягачи и гужевые повозки несут высокие потери под ударами авиации и сталкиваясь с прорвавшимся противником.

Поэтому конструктора занялись продумыванием самых разных видов легкобронированных самоходных установок. Летом 1942 года они сосредоточились на создании двух проектов 122-мм самоходок на базе танка Т-34 (установки ЗИК-10 и ЗИК-11). А вот установка ЗИК-20 делалась по тому же техзаданию заказчика, что и У-18 Горлицкого.

Эскиз установки ЗИК-20
Эскиз установки ЗИК-20

Несмотря на то, что они работали над несколькими проектами, ЗИК-20 они смогли представить Москве несколькими днями ранее аналогичного проекта Горлицкого. Но после сентябрьской победы работа у Петрова забуксовала – сказывалась перегруженность коллектива и недостаток опыта. Кроме того, в октябре на УЗТМ грянула реформа. Все занятые НЕ зенитной артиллерией были выведены во главе с Петровым в отдельное предприятие – Завод №… как легко догадаться, № 9. Вполне же логично. Директором предприятия стал эвакуированный из пылающего Сталинграда Лев Гонор.

К проработке проекта ЗИК-20 на помощь были привлечены челябинские танкостроители. Они выполняли эту задачу честно, с полной самоотдачей – при том, что у них были в разгаре работы по танку КВ-13. Но достаточно скоро в проекте разочаровались и начали… делать еще и собственный проект аналогичной самоходки КВ-14.

3 января 1943 года московское руководство в Челябинске рассмотрело оба проекта, представленные в виде полноразмерных деревянных макетов. Предпочтение было отдано КВ-14. Уже 9 февраля была принята на вооружение под названием СУ-152

СУ-152
СУ-152

ЗИК-10 и ЗИК-11 увязли еще и по другой причине. В их создании Петрову должны были помогать на Уральском танковом заводе, работавшем в Нижнем Тагиле. Но там все инженерные силы были задействованы на расширении выпуска «тридцатьчетверок». Более того, в какой-то момент сама идея проекта оказалась под вопросом: о каком выпуске самоходки на базе Т-34 можно говорить, если объёмов производства агрегатов этого танка не хватает, даже чтобы выполнить планы по производству собственно танков?

Но с сентября 1942 года Т-34 стали производиться непосредственно на УЗТМ. Эту работу поручили курировать... Горлицкому - он же всё лето проектировал свои самоходки, наверняка овладел новой для себя сферой.

Один из обсуждавшихся вариантов разделения мощностей Уралмашзавода на танковое и артиллерийское производство
Один из обсуждавшихся вариантов разделения мощностей Уралмашзавода на танковое и артиллерийское производство

И в это же время стало очевидно, что Петров все заявленные им проекты не тянет. Поэтому работы по ЗИК-11 были переданы… в КБ УЗТМ Горлицкому. Через несколько месяцев «ЗИК-11» выросла в СУ-122. А еще чуть позднее на её базе была создана СУ-85, затем СУ-100.

Вот так в годы войны в Свердловске возник целый «куст» оборонных предприятий, накопивших огромный инженерный опыт. Все они остались в городе. Хотя судьба коллектива Горлицкого складывалась достаточно сложно. За пятнадцать лет после Победы здесь создали несколько проектов новых самоходных установок, но до производства не дошла ни одна. Огромный завод работал по совсем другой, мирной тематике, конструкторское бюро не имело необходимой инфраструктуры.

Выход был найден только в 1960-х – под производство самоходной артиллерии было решено созданный во время войны завод по производству танковых агрегатов, получивший название Уральского завода транспортного машиностроения.

Привычка "шагать в незнаемое" осталась на всех этих предприятиях. В конце 1950-х ребятам, поступившим на специальность "горизонтальные прессы" техникума при УЗТМ, преподаватели говорили "Учебников по этой теме не существует. Будем разбираться сами!". А заводы №№ 8 и 9 тогда же в инициативном порядке начали создавать... ракеты.