Найти тему
LegenDaily

Коронавирус меняет спрос

Оглавление

Пандемия коронавируса значительно изменит рынок недвижимости, уверены эксперты. Посидев взаперти дома несколько месяцев, покупатели жилья будут по-другому оценивать качество объектов. Они будут гораздо больше внимания уделять нюансам планировки квартир, расположения дома, а кто-то предпочтет не городскую, а загородную недвижимость.

LegenDaily резюмировала прогнозы экспертов о том, как изменится спрос на жилье и что нужно учитывать застройщикам при работе с клиентами.

-2

Всеволод Глазунов, директор по маркетингу холдинга Legenda Intelligent Development (Санкт-Петербург)

Неожиданно традиционных функций квартиры стало резко не хватать. Мгновенно появились новые функции, о которых никто никогда не думал и не планировал их — просто потому, что, как известно, чем больше функций ты планируешь в квартире, тем дороже она стоит. Не всем хватает бюджета на это.
Например, людям нужно иметь возможность полноценно работать дома. Причем зачастую не одному члену семьи, а нескольким. Дети перешли на дистанционное домашнее обучение. Все это происходит в одной квартире, и если она к этому не приспособлена, то это, конечно, большой дискомфорт.
Функциональность планировок выходит на первый план. Например, кухня, где семья проводит сейчас очень много времени вместе, должна быть достаточно просторной для этого. Лоджии и балконы должны позволять разместить там тренажеры для занятий спортом. Детская комната должна быть удобна для учебы. Стало актуально наличие в квартире кабинета или места, где можно его обустроить. Вечером же в квартире должно быть комфортно отдохнуть, пообщаться.
Новыми красками заиграли двухуровневые квартиры, которые потеряли было популярность. Жизнь первого и второго этажей может вообще не пересекаться. Папа и мама могут полноценно работать, а дети — проводить время за учебой или игрой.
Важно: квартира должна давать возможность, с одной стороны, быть вместе, а с другой — обеспечивать каждому члену семьи личное пространство.

-3

Денис Филиппов, директор по продажам Hutton Development (Москва)

Возможно, люди, прожившие длительную изоляцию в квартире, захотят покупать больше метров. Потому что квартира станет и фитнес-залом, и рабочим местом. Сильно снизится актуальность прежних установок насчет того, что «дома только спят», которые тиражировали девелоперы, продавая квартиры по 30 м2.
Еще одно очевидное изменение качества спроса — отношение к виду из окна. Если раньше наши менеджеры в беседах с клиентами нередко спрашивали: «Ну, сами посудите, часто ли вы смотрите в окно?» — то теперь этот вопрос лучше не задавать, так как ответ очевиден.
Ну, и такой важный нюанс: некоторые социологи прогнозируют всплеск рождаемости через девять месяцев — в итоге многим семьям потребуется улучшение жилищных условий.
Застройщикам нужно больше внимания уделять общедомовой инфраструктуре, которая будет пользоваться большим спросом. Общие функциональные кровли — это уже часто используемый вариант. Но теперь, думаю, нужно будет увеличить площади некоммерческой инфраструктуры для жильцов, в том числе и за счет коммерческих помещений. Такие общедомовые объекты, как, например, фитнес-зал, клабрумы (места для работы), будут привлекать аудиторию, которая помнит, как тяжело было сидеть дома во время карантина.

-4

Олег Торбосов, основатель компании Whitewill (Москва)

После длительного нахождения дома люди поймут, что квартира им тесновата. У нас уже приходят десятки клиентов, которые хотят купить квартиры с террасами. Говорят, что в конце осени будет вторая волна коронавируса. И люди хотят к ней подготовиться, чтобы встретить карантин на терраске с глинтвейном.
Многие, просидев в карантине несколько недель с одним и тем же человеком, поймут, что они с партнером слишком разные люди — адвокаты уже потирают руки, предвкушая рост числа бракоразводных процессов. Развод — это часто покупка новой квартиры.

-5

Павел Лепиш, директор по продажам компании «Интеко» (Москва)

Многим застройщикам придется перепроектировать проекты с учетом изменения покупательского спроса. Может быть, даже делать это срочно по ходу реализации проекта, чтобы повысить функциональность помещений.
Возможно, застройщикам придется с большим вниманием отнестись к внутридомовой инженерии: фильтрации воды, кондиционированию воздуха. В жилых зданиях придется больше помещений отводить для совместного досуга жителей комплекса: для игр, переговорных, клубов по интересам и т.д. Станут еще более актуальными дворы без машин — как место, где можно безопасно провести время.
Чем быстрее рынок новостроек сможет отреагировать на новые тренды спроса, появившиеся в связи с карантином, тем быстрее мы сможем откусить кусок от вторичного рынка: люди будут продавать старое жилье, чтобы получить новое, более удобное и соответствующее их запросам.

-6

Олег Репченко, руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» (Москва)

В результате кризиса вырастет спрос на загородную недвижимость в качестве основного жилья. До сих пор ее в основном воспринимали как жилье для отдыха, так как каждый день ездить на работу из пригорода тяжело. Но теперь многие компании решат, что нет смысла возвращать в офис всех сотрудников, работавших на удаленке. А значит, многим будет удобно жить за городом.
Кроме того, самоизолироваться лучше в доме со своим участком и мангалом, чем в городской квартире, где все пространство ограничено четырьмя стенами.

Источник фото: nclpartners.com.