Найти тему
Мария Ро

8 правил эффективной коммуникации

Оглавление

Между тем, что я думаю,

тем, что я хочу сказать,

тем, что я, как мне кажется, говорю,

тем, что я говорю,

и тем, что вы хотите услышать,

тем, что, как вам кажется, вы слышите,

тем, что вы слышите,

тем, что вы хотите понять,

тем, что вы понимаете,

стоит десять вариантов возникновения непонимания.

.... но давайте все-таки попробуем! Бернар Вербер, Империя ангелов.

Что делать, как избежать потери времени, сил, энергии при коммуникации? Ну конечно же, используем коучинговые методы в общении с другими людьми!

Разделяйте эмоции и логику.

Ведь разговаривая с кем-то в гневе / обиде, вы в голове прокручиваете сразу же свой ответ, а не выслушиваете другого человека. И таким образом вы даже и не слышите, что вам говорит ваш собеседник, ведь вы слишком заняты собой. Поэтому прежде всего стоит успокоиться, и только потом вступать в разговор.

Сместите фокус в разговоре с себя на собеседника.

Пытайтесь понять эмоции и чувства собеседника. Задумайтесь, какие у него могут быть цели, задачи, проблемы. Причем не только связанные с работой. Что он может хотеть вам сообщить, помимо очевидных вещей? К примеру, если начальник высказывает претензии из-за недоделанного отчета, вполне возможно, что у него на самом деле проблемы со стейкхолдерами. И можно предложить ему сбросить напряжение более экологичным способом.

Используйте высокий уровень слушания.

В любой разговор входите с намерением понять самому, что же конкретного и хорошего вам хочет сообщить ваш оппонент. И в идеале – еще и дать обратную связь человеку, что и как вы услышали. Об уровнях слушания подробнее будет в следующем посте.

Ищите то, что вас объединяет.

Как минимум, у вас есть общая задача; на ней и концентрируйтесь в разговоре. К примеру, при конфликте с коллегой концентрируйтесь на общей задаче и ищите способы ее решения, а не на ваших личных отношениях.

Подчеркните значимость собеседника.

Дайте человеку поддержку в его действиях либо статусе, и вы станете для него чуть ближе и он станет вас слушать внимательнее. Что очень позитивно скажется на рабочих отношениях и как следствие на эффективности работы. К примеру, коллеге всегда можно искренне сказать, что вы очень цените его вклад в общее дело. И очень желательно указать, в чем конкретно он превзошел ваши ожидания.

Сделайте паузу, если эмоции начинают брать верх в середине разговора.

Возьмите небольшую паузу в разговоре на 10-15 минут. Дальше используйте разные способы, чтобы снизить накал эмоций. Самый простой - глубокое дыхание на 4 счета. Вдох на 4 счета - задержка дыхания 4 счета - выдох на 4 счета, и так 2 минуты. После того, как успокоились, можно проанализировать разговор, продумать план действия уже без лишних эмоций, и тогда можно продолжать разговор более конструктивно.

Будьте откровенны.

Не стесняйтесь признавать свои слабости, озвучивать свои страхи. Люди к вам начнут относиться лучше после искреннего признания. Идеальных обычно не любят, подозревая их в неискренности.

Фиксируйте все, о чем договорились.

Запись должна быть четкой – когда, кто и что делает, какая информация нужна и в какой форме. Фиксирование договоренностей на практике очень сильно страдает - но именно этот пункт может сохранить вам хорошие отношения, иначе потом долго можно выяснять, кто же и что должен был делать. Это же правило можно и в личных отношениях применять - помогает, проверено на практике.