Классический вопрос начинающего менеджера (в истинном смысле понятия "менеджер").
Мой ответ - я не знаю. Вернее - затрудняюсь ответить точно и уверенно.
И на этом можно было бы закончить статью =).
Но я все-таки попробую хотя бы поразмышлять на эту тему.
Для начала, давайте попробуем дать определение понятию "хороший руководитель". Хороший для кого? Для бизнеса? Для сотрудников? Что значит "хороший"?
Думаю, что правильно называть "хорошим" эффективного руководителя. Т.е. того, который приводит компанию к определенным запланированным результатам.
Здесь тоже хватает субъективного - ведь результаты могут быть маленькими, но в сложной ситуации, или весомыми - но на растущем рынке. И оценить, насколько эти результаты действительно заслуга руководителя - можно только очень и очень примерно. На глазок. Легче - когда руководитель сменил другого руководителя на этом "посту" - на сравнении.
Тогда стоит переформулировать вопрос: как стать эффективным руководителем?
Нельзя сказать, что применяя те или иные конкретные инструменты менеджмента, руководитель автоматически становится эффективным - слишком много переменных. Как внедряет? Где внедряет? Подходят ли эти инструменты для конкретной ситуации?
Но есть ряд основных, базовых моментов, следуя которым шанс стать действительно хорошим руководителем повышается в разы.
А именно:
1. Хороший руководитель планирует
Классический круг деятельности: Планируй – делай – проверяй– улучшай - планируй. Поэтому хороший руководитель умеет планировать сам и призывает к этому остальных, осознавая важность планирования в менеджменте. Сюда же относится тайм-менеджмент.
2. Хороший руководитель думает над тем, как сделать эффективнее (сохраняя или улучшая качество, увеличивать производительность)
Для этого пытается каждый день отвечать на вопросы
- Что помогает работать? Что позитивно влияет на эффективность?
- Что мешает работать? Негативно влияет на эффективность?
3. Хороший руководитель мотивирует
Как - зависит от ситуации, компании, подхода, целей. Но факт, что руководитель должен этим заниматься.
4. Хороший руководитель анализирует
Чтобы что-то сделать, принять решение - руководитель анализирует: цифры, факты, данные.
5. Хороший руководитель умеет внедрять изменения, умеет управлять проектами
6. Хороший руководитель стремится к системности в своей работе и работе подчиненных
7. Хороший руководитель стремится автоматизировать то, что можно автоматизировать
8. Хороший руководитель всегда учится сам и стремится обучать сотрудников
9. Хороший руководитель умеет управлять эмоциями и стремится развивать эмоциональный интеллект
10. Хороший руководитель умело контролирует, не мешая контролем рабочим процессам и эффективности сотрудников
11. Хороший руководитель умеет делегировать и ставить задачи
12. Обобщая - хороший руководитель знает и продолжает изучать основы менеджмента
13. А еще - хороший руководитель стремится сделать так, чтобы его сотрудники могли длительное время эффективно работать без него!
По каждому из пунктов выше можно написать книгу, а то и не одну.
Я так и не ответил на вопрос, как СТАТЬ хорошим руководителем. Но я ведь признался в начале статьи - я не знаю, хоть и думаю об этом все время, пытаясь улучшить свой менеджмент.
Но думаю ответ прост: изучать то, что нужно, для того, чтобы соответствовать перечисленным пунктам, и, конечно же - применять знания на практике..
Анализировать результаты, корректировать и пробовать снова.
А главное - никогда не останавливаться в этом процессе совершенствования.
Хорошее - враг Великого.