Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Широко открытые аккорды («wide open chords»)

Существует разновидность гитарных аккордов с открытыми струнами — аппликатуры, которые расположены в середине грифа и дальше, но по-прежнему использующие открытые струны. Иногда такие аккорды называют «wide open chords».

Читайте также:

Разумеется, эти аккорды могут давать очень интересное звучание, а поиск таких аппликатур — весьма увлекательное исследовательское занятие. Иногда это весьма «сложно» звучащие аккорды с надстройками, иногда — предельно простые по структуре, но тембрально богатые созвучия. Маленький пример последнего:

аккорд E5
аккорд E5

На рисунке выше — что-то вроде пауэр-аккорда E5, с несколькими октавами и унисонами в своём составе. Этот аккорд состоит всего из двух звуков с разными названиями — ми и си (мо́гущими составить интервал чистой квинты), но имеет весьма красочное звучание.

Классификация всех возможных «широко открытых» аккордов — хорошая тема для целой книги, а для их поиска можно применить несколько различных подходов.

Один из таких подходов — взять достаточно простое созвучие на трёх-четырёх струнах, а затем перемещать его по грифу, всякий раз добавляя к нему звучание оставшихся открытых струн. В некоторых позициях открытые струны будут удваивать уже прижатые звуки, создавая тембральные украшения, а в других случаях — создавать надстройки, усложняя аккорд.

В качестве примера возьмём «обычное» мажорное трезвучие в следующей аппликатуре:

мажорное трезвучие
мажорное трезвучие

Это мажорное трезвучие с основным тоном на шестой струне, удвоением терцового тона (струны 5 и 3, на которых взят интервал октавы) и квинтовым тоном на второй струне.

Аппликатуру на рисунке выше можно взять на любом ладу, получая разные аккорды, названия которых всякий раз будет задавать басовая нота на шестой струне. Например, если на рисунке представить себе III лад, это будет аккорд G (нота соль в басу), если представить себе V лад — аккорд A (нота ля в басу), и так далее.

Теперь попытаемся исследовать звучание этого аккорда на всех ладах до XII (после XII лада все ноты повторяются), всякий раз добавляя к нему оставшиеся открытые струны ре и ми (4 и 1). В некоторых ситуациях будут получаться резко, некрасиво звучащие аккорды, в других — весьма любопытные.

G6
G6

G6 — аккорд, состоящий из звуков соль (6), си (5), ре (4), си (3), ре (2) и ми (1). Ради любопытства, вот несколько других похожих вариантов этого же аккорда с многочисленными открытыми струнами:

G6, дополнительные варианты
G6, дополнительные варианты
Aadd11 (Aadd4)
Aadd11 (Aadd4)

Aadd11 или Aadd4 — аккорд, состоящий из звуков ля (6), до-диез (5), ре (4), до-диез (3), ми (2) и ми (1).

Bbadd♯11
Bbadd♯11

Bbadd♯11 — аккорд, состоящий из звуков си-бемоль (6), ре (5), ре (4), ре (3), фа(2) и ми (1).

Cadd9 (Cadd2)
Cadd9 (Cadd2)

Cadd9 или Cadd2 — аккорд, состоящий из звуков до (6), ми (5), ре (4), ми (3), соль (2) и ми (1).

Dadd9 (Dadd2)
Dadd9 (Dadd2)

Dadd9 или Dadd2 — аккорд, состоящий из звуков ре (6), фа-диез (5), ре (4), фа-диез (3), ля (2) и ми (1).

E7
E7

E7 — аккорд, состоящий из звуков ми (6), соль-диез (5), ре (4), соль-диез (3), си (2) и ми (1).

Вполне возможно (хотя и будет чуть труднее для прижатия) и минорное трезвучие в аналогичной аппликатуре:

минорное трезвучие
минорное трезвучие

Исследуем передвижение этой аппликатуры.

Gm6
Gm6

Gm6 — аккорд, состоящий из звуков соль (6), си-бемоль (5), ре (4), си-бемоль (3), ре (2) и ми (1).

Am add11 (Am add4)
Am add11 (Am add4)

Am add11 или Am add4 — аккорд, состоящий из звуков ля (6), до (5), ре (4), до (3), ми (2) и ми (1).

Bm add11 (Bm add4)
Bm add11 (Bm add4)

Bm add11 или Bm add4 — аккорд, состоящий из звуков си (6), ре (5), ре (4), ре (3), фа-диез (2) и ми (1).

Dm add9 (Dm add2)
Dm add9 (Dm add2)

Dm add9 или Dm add2 — аккорд, состоящий из звуков ре (6), фа (5), ре (4), фа (3), ля (2) и ми (1).

Em7
Em7

Em7 — аккорд, состоящий из звуков ми (6), соль (5), ре (4), соль (3), си (2) и ми (1).

И в качестве бонуса — прогрессия аккордов Dm add9 - Cadd9 - Bbadd♯11 - Aadd11.

прогрессия
прогрессия

Её звучание носит «фламенковый» характер, если внятно провести басовую линию D-C-Bb-A. Похожая последовательность, но в слегка упрощённом варианте (Dm add9 - C - Bbadd♯11 - A):

прогрессия, второй вариант
прогрессия, второй вариант