Найти тему
Обзоры книг

Обзор на книгу "Планета трущоб". Часть 2

Сила книги исходит из разнообразных и глубоких исторических примеров урбанизма в развивающихся районах. Кроме того, такие глобальные явления, как разрастание городских трущоб, возрождение городов, расчистка трущоб и пригородных территорий, подробно описаны с помощью множества ссылок, неопровержимых статистических данных и отчетов социологов, географов, экономистов и ученых, многие из которых жили и работали в трущобах.

Трущобы Каракаса. 
https://www.pinterest.ru/pin/51580358210522245/
Трущобы Каракаса. https://www.pinterest.ru/pin/51580358210522245/

Но прав ли Девис?

Но верно и то, что изображение Дэвисом своей планеты городских трущоб не всегда кажется правдоподобным. Во всей книге Дэвиса нет ни данных из первых рук, ни эмпирических свидетельств, как нет и репрезентативных качественных данных с точки зрения обитателей хижин. Как будто Дэвис еще не ступил в трущобы. Следовательно, обитатели трущоб в книге изображены как "люди без агентуры, их голоса почти никогда не слышны"

В трущобной планете Дэвиса разрушителями являются такие крупные актеры и игроки, как Всемирный банк, МВФ, правительства, Де Сото и Вашингтонский Консенсус. Усилия по смягчению остроты проблемы трущоб бесполезны. Дэвис не видит никакой пользы от низовых неправительственных организаций, работающих над решением проблемы городских трущоб. Он с пренебрежением отмечает, что "при всей светящейся риторике о демократизации, самопомощи, социальном капитале и укреплении гражданского общества, фактические властные отношения в этом новом мире НГО ни на что не похожи, как на традиционный клиентизм".

Излишний пессимизм как главный недостаток книги

В контексте, однако, уровень пессимизма не вызывает удивления, поскольку книга является явным продолжением предшествующего апокалипсического рассказа автора о наполненном трущобами мире в 2004 году. Но такой глубокий уровень пессимизма может быть трудно воспринят и является ключевым недостатком книги. Кроме того, множество различных примеров жизни в трущобах в городах по всему миру - в Африке, Америке, Азии и Англии - размываются вместе, как смешанное тесто, сливаясь в почти гомогенизированную картину мира трущоб.

Это не совсем точная картина, так как в ней не учитываются местные факторы, которые определяют контекст каждой отдельной ситуации в трущобах. Все трущобы отличаются друг от друга, и не было предпринято никаких попыток показать культурные инновации и человеческое развитие отдельных трущоб по всему миру. Он мог бы, например, упомянуть о пионере гомосексуальных браков в трущобном поселении Като-Мэнор в Дурбане, где в 1950-е годы была создана большая гейская община, или отметить, что во многом оригинальная американская музыка берет свое начало от музыканта Вуди Гатри, живущего в трущобах.

Создается впечатление, что автор преднамеренно приукрашивает решения и постоянные усилия местных жителей и их общин, правительств, благотворительных организаций, компаний и других. Безразличие к решениям может быть опасным в книге о насущной глобальной проблеме, которая, откровенно говоря, является вопросом, который может быть решен путем совершенствования управления, лучшего распределения ресурсов, схем социального обеспечения и более чувствительной социально-экономической политики.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что мощная и яркая книга Дэвиса дает четкое представление о состоянии трущоб в нашем современном мире. Наполненная фактами, жестко, быстро и красноречиво написанная, она предлагает критику капиталистических процессов, таких как неолиберализм и глобализация, с использованием марксистских рамок аргументации.

Несмотря на то, что в нем мало проблесков надежды (основной момент критики со стороны других ученых), он действительно провоцирует и побуждает читателей вообразить и представить себе альтернативную городскую ситуацию в мире, отличном от грязной планеты трущоб Дэвиса.

Книга хорошо служит своей цели, так как позволяет читателям восполнить пробелы в знаниях о трущобах и служит блестящей отправной точкой для тех, кто хочет углубить свои знания по этой теме. В конце концов, Дэвис предполагает апокалипсическое, милитаризированное будущее, в котором избыточная рабочая сила, обитающая в трущобах - безработная или неполностью занятая - начнет бунтовать с не поддающейся контролю силой.

Это леденящее позвоночник изображение того, что может удержать будущее. Хотя некоторые могут назвать это изображение отрезком - великих трущоб как геополитический вулкан, ожидающий извержения - тем не менее, это пугающий портрет, который остаётся в голове ещё долго после того как была прочитана последняя страница.