Найти тему
Арт с котом

Свадьба в Кане: история о вечеринке, на которой Христос превратил воду в вино, в вопросах и ответах

Среди прочего выясняем, что на картинах с этим сюжетом делают собаки и кошки

Круг фламандских художников династии Франкен. Свадьба в Кане. 16 - 17 вв.
Круг фламандских художников династии Франкен. Свадьба в Кане. 16 - 17 вв.

Свадьба в Кане - это тот самый пир, на котором закончилось вино и присутствовавший среди гостей Иисус превратил в вино воду.

Ян Коссирс (Jan Cossiers). Свадьба в Кане. Середина 17 века
Ян Коссирс (Jan Cossiers). Свадьба в Кане. Середина 17 века

1. Кто женился?

В Евангелии ничего не сообщается о молодожёнах и о том, из каких они семей. Но художники чаще всего изображают на свадьбе роскошно одетых гостей и богато накрытый стол. Бывают и исключения - вот чудо в трактовке художника-реалиста:

Владимир Маковский. Чудо в Кане. 1887. Витебский художественный музей
Владимир Маковский. Чудо в Кане. 1887. Витебский художественный музей

2. Свадьба такая многолюдная. Иисус пришёл туда вместе со всеми апостолами?

Ян Стен. Свадьба в Кане. 1676. Музей Нортона Саймона, Пасадина
Ян Стен. Свадьба в Кане. 1676. Музей Нортона Саймона, Пасадина

Да, такая многолюдная - что невесту с женихом не всегда разглядишь (кстати, на некоторых картинах их может и вовсе не быть - вполне жизненно: кто помнит про молодых, когда кончается вино и тем более, когда оно снова появляется?).

Евангелие от Иоанна говорит, что Иисус пришёл на свадебный пир с учениками. Но не пытайтесь искать на картинах 12 апостолов: обращение воды в вино - самое первое из чудес Иисуса, большинство из апостолов им ещё не призваны.

Но уже призван Иоанн - только в Евангелии от Иоанна мы и найдём описание этого чуда:

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

3. Это же не история о том, как Иисус спаивал людей. А о чём?

Приписывается Босху или художнику его круга. Брачный пир  в Кане. Конец 15-го века. Дерево, масло, темпера. 93×72 см. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам
Приписывается Босху или художнику его круга. Брачный пир в Кане. Конец 15-го века. Дерево, масло, темпера. 93×72 см. Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам

Короткий фрагмент из Евангелия даёт простор для трактовок. Кто-то видит здесь историю о заступничестве Богородицы: это ведь она уговорила Иисуса, который считал, что для чудес ещё не время, дать гостям вина. Другие - освящение таинства брака: сам сын божий присутствует на церемонии. Третьи - первый шаг к таинству Евхаристии: сейчас вода превращена в вино, а на Тайной вечере вино превратится в кровь Христову. И почти все трактуют претворение воды в вино как смену ветхозаветного мироустройства новозаветным.

Из интервью филолога и библеиста Валентины Кузнецовой:

Вот, кстати, чудо превращения воды в вино. Вы знаете, сколько вина получилось? Литров шестьсот – семьсот. Каменный чан вмещал примерно от восьмидесяти до ста двадцати литров. Таких чанов было шесть. Получаем от четырехсот восьмидесяти до семисот двадцати литров.
Не следует воспринимать этот рассказ только реалистически, прямолинейно – что было много вина и все упились. Мы не знаем, сколько было гостей и сколько нужно было вина. Специально говорится о каком-то невероятном количестве. Это значит, что век еврейских ритуальных омовений, воды, сменяется веком Царства Божьего с изобилием вина. Потому что вино – это радость. Как говорится в псалме: «И вино веселит сердце человека». Море вина означает преизбыточествующую благодать, подчеркивает изобилие будущего века.

4. Где вообще находится эта Кана?

Кану Галилейскую связывают с современным израильским городком Кафр-Кана.

Cornelis de Baeilleur (приписывается). Свадьба в Кане
Cornelis de Baeilleur (приписывается). Свадьба в Кане

4. Почему тогда на итальянских картинах участники свадебного пира выглядят как нарядные итальянцы?

Паоло Веронезе. Свадьба в Кане Галилейской.  1563. Холст, масло. 667×994 см. Лувр, Париж
Паоло Веронезе. Свадьба в Кане Галилейской. 1563. Холст, масло. 667×994 см. Лувр, Париж

А на картинах голландских художников - как голландцы, да.

Многие и сейчас возмутятся, если кто-то изобразит библейских персонажей в джинсах и кедах, а великие художники уже 500 лет назад позволяли себе дерзость одевать участников библейских событий по моде своего времени, своей страны.

Более того, рядом с Иисусом на картине могли оказаться современники художника. Вот, к примеру, на картине Веронезе "Брак в Кане" изображена шумная венецианская свадьба на 130 человек. В образах музыкантов на переднем плане картины изображены великие венецианские художники: сам Веронезе (в белом), Тициан, Тинторетто и Бассано. Среди гостей исследователи обнаруживают портреты современных художнику правителей, в том числе - султана Османской империи Сулеймана Великолепного.

Предполагаемый портрет Сулеймана Великолепного на картине Веронезе "Брак в Кане".
Предполагаемый портрет Сулеймана Великолепного на картине Веронезе "Брак в Кане".

"И художнику ничего за такие вольности не было?" - уже задался вопросом кто-то. Ничего! Это гигантское полотно Веронезе заказали венецианские бенедектинцы - для трапезной аббатства Сан-Джорджо Маджоре. Картина имела большой успех, а художник оказался завален заказами. Правда, позже одной его похожей картиной заинтересовалась инквизиция: там в формате современной итальянской пирушки была изображена Тайная вечеря. Художнику велели внести исправления в эту слишком многолюдную картину. Но он поступил очень остроумно: просто переименовал "Тайную вечерю" в "Пир в доме Левия".

5. Собачки и котики на картинах о свадьбе в Кане - тоже "отсебятина" художников?

Иногда - чистая отсебятина. Возьмём ещё один фрагмент с картины Веронезе - с собачкой на столе. Едва ли здесь художник скрыл какую-то религиозную метафору, это просто ещё ода деталь, с помощью которой он сообщает нам, что вечеринка была развесёлая и там никто ничего стеснялся (особенно после того, как проблема с вином была решена).

Фрагмент картины Паоло Веронезе "Свадьба в Кане".
Фрагмент картины Паоло Веронезе "Свадьба в Кане".

Но чаще всего животные на религиозных картинах - это символы. Евангелие не упоминает никаких животных при описании брачного пира в Кане. Но в христианской живописи собака обычно символизирует верность и веру - и потому очень часто появляется на картинах, рассказывающих о жизни Христа.

Гарофало (Бенвенуто Тизи). Брак в Кане Галилейской. 1531. Холст, масло. 306x248 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Гарофало (Бенвенуто Тизи). Брак в Кане Галилейской. 1531. Холст, масло. 306x248 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Что же касается кошек, то они в религиозной живописи чаще всего отрицательные персонажи (исключение - сцены Благовещения и Рождества, где кошка может символизировать плодовитость, материнство и напоминать легенду о том, как кошка согрела новорожденного Христа). Кошки на картинах религиозного содержания могут олицетворять лень, похоть, мирские соблазны и предательство (выступая в этом случае "антонимом" преданных собак).

Джузеппе Мария Креспи. Свадьба в Кане. Ок. 1686. Холст, масло. 188 × 248.4 см. Чикагский институт искусств
Джузеппе Мария Креспи. Свадьба в Кане. Ок. 1686. Холст, масло. 188 × 248.4 см. Чикагский институт искусств

Конечно, когда художник талантлив, у него получается вписывать "многозначительных" животных в картины естественно, а не для галочки. Тогда они одновременно и пороки или добродетели (это уж кому как повезло) символизируют, и оживляют сцену, делают её реалистичнее и забавнее.

Справа - кошка с картины Веронезе "Свадьба в Кане" (1563), справа - кошка с картины Джузеппе Мария Креспи с тем же сюжетом (1686).
Справа - кошка с картины Веронезе "Свадьба в Кане" (1563), справа - кошка с картины Джузеппе Мария Креспи с тем же сюжетом (1686).

Эти два котика также демонстрируют, насколько в живописи важны авторитеты: Джузеппе Мария Креспи наверняка знал картину Веронезе и был от неё в восторге:)