Существует такое довольно распространённое мнение, что менеджер – это статус, а не квалификация, знания, умения и специфические навыки; что профессия эта под силу каждому и не требует никаких особенных способностей и личностных качеств. На мой взгляд, такая демонстрация пренебрежения является следствием отождествления понятий начальник и руководитель, а также негативного опыта служебных отношений – всегда приходится встраиваться в структуру более высокого порядка. Такое отношение свидетельствует о низкой культуре менеджмента, сложившейся и распространившейся к настоящему времени, и сомнительном образе менеджера. Причиной тому может быть практика назначать на руководящие должности сотрудников без соответствующего образования, хотя интуитивных знаний не всегда достаточно для эффективности управления. Процесс трудовой деятельности усложняется тем, что нет достаточной ясности в понимании того, в соответствии с какими принципами должно происходить взаимодействие начальник – подчинённый, как распределяется ответственность, какие инструменты использовать в работе и как оценивать личную эффективность и эффективность сотрудников. В системе проявляется рассогласованность. Растёт взаимное недовольство. Ужесточается политика «кнута и пряника».
При выборе темы я руководствовалась несколькими принципами: во-первых, фундаментальность – образно говоря, я хотела открыть учебник и начать изучение с самой первой страницы, с основ, с формирования того самого управленческого мировоззрения; во-вторых, практичность – как эти знания могут пригодиться в повседневной управленческой деятельности; в-третьих, возможность соотнести эти знания с уже полученным опытом, теоретически его обосновать.
На этапе подбора материалов по теме, в процессе изучения, анализа информации и источников, мне пришлось столкнуться с отсутствием стройной и последовательной теоретической базы, простой и логически ясной системы изложения, единства терминов, подходов и содержания разделов. В теоретическом материале сложно ориентироваться – с этим связаны трудности в освоении дисциплины. Всё это обусловлено тем, что менеджмент и этический его аспект представляют собой очень сложную и разветвлённую систему отношений, где составляющие находятся в сложных взаимосвязях и коррелируют на разных уровнях.
Регулированием отношений внутри системы занимается руководитель. Поскольку менеджмент – наука молодая и концептуальная, позволю себе дать следующее схематичное определение: руководитель = статус + компетенции, где «статус» обозначает положение в организационной структуре предприятия с перечнем соответствующих обязанностей и полномочий, а «компетенции» - набор применяемых практических инструментов для осуществления управленческой деятельности.
Если на факторы внешней среды довольно сложно оказывать влияние, то внутренняя среда нуждается в сознательном регулировании и настройке.
Очевидна необходимость обозначать правила игры, критерии, «принципы добра и зла», начертить систему координат, формировать нормы поведения, чтобы сделать систему более управляемой и предсказуемой в реакции на управленческие воздействия и воздействия внешней среды. Это относится и к управлению предприятием (стратегическое управление), и к оперативному управлению (тактическое управление и регламентирование), и к управлению персоналом. Здесь для руководителя открывается большая свобода и возможности для творчества и самовыражения.
Руководитель каждым своим решением, словом и поступком транслирует и выражает свою картину мира и оказывает тем самым непосредственное или опосредованное влияние на поведение сотрудников. Важен сознательный подход к этому процессу, так как только в этом случае он поддаётся регулированию. Очень важно понимать и принимать ответственность за все явления и закономерности, происходящие на предприятии. Руководитель – центральная фигура управления. Его моральные принципы, мировоззренческие установки, иерархия приоритетов – основа всех процессов, которые будут происходить в поле воздействия. Пренебрежение или недостаточное внимание к корпоративной культуре, смутное представление о корпоративной этике могут привести к нежелательным, стихийным и трудно прогнозируемым явлениям внутри коллектива.
Таким образом, целью моих скромных исследований является изучить этические аспекты деловых отношений с практической точки зрения.