Найти в Дзене
Кафедра зоологии

Одиночный поход по Нижегородским лесам. День 1. Озеро Поколево

Введение читайте здесь.

Спасибо водителю за то, что довез меня прямо до железнодорожной станции в Навашино, и мне не пришлось тащиться с рюкзаком еще и по городу. Пока мы ехали, справа бушевала гроза; ее эпицентр был где-то над городом Павлово. Сильный ливень почему-то придал мне уверенности. Водитель, узнав, что я орнитолог, и еду в лес на неделю, с удивлением распрашивал о моей профессии. Это был молодой парень около 30 лет, и он искренне изумлялся, что в наши дни кто-то работает зоологом. Он искренне любил природу и выражал сожаление о том, что леса повсеместно незаконно вырубаются. Когда мы приехали на станцию, дождь уже прекратился. Электричка до станции Степурино отправлялась через полтора часа, и у меня было время, чтобы перекусить и докупить кое-какие продукты. Я не знал, будет ли у меня на пути магазин в ближайшие дни, поэтому с собой у меня был некоторый запас воды, консервов, крупы и шоколада.

Выйдя на станции Степурино, я ощутил умиротворение и тишину. Поселок с одноименным названием, казалось, был затерянной среди лесов человеческой резервацией (как и многие другие населенные пункты вдоль этой железной дороги). Из общественного транспорта сюда ходит лишь электричка. Вышло солнце, над старыми деревянными постройками кружили городские ласточки - воронки, из травы кричал коростель, неподалеку пела славка-мельничек, из леса было слышно кукушку. Я направился в сторону озера. Немного отойдя от деревни, я наткнулся на несколько крупных свалок. Удручает, что даже небольшая куча мусора как будто снимает с человека ответственность за выброшенную новую порцию, и любая свалка неподалеку от деревни будет только расти.

До озера было недалеко, около двух с половиной километров, но я встретил немало видов птиц, характерных для смешанного леса. Пел певчий дрозд, зарянка, пеночка-трещотка, буроголовая гаичка, зяблики и чижи, лесной конек. Пролетел с характерным звуком дубонос. На практике нас учили, что его позывка напоминает звук, издаваемый ножницами. Дорога иногда разделялась, но, вероятно, все ее ответвления вели к озеру. Мимо меня проехала пара машин. Одна из них остановилась, и дедушка за рулем предложил меня подвезти. Я отказался, ведь моей целью было исследование местного населения животных, и в особенности, птиц.

На самом подходе к озеру песок и опад, покрывающий дорогу, вдруг стал живым. Нет, несмотря на тяжелый рюкзак, я чувствовал себя хорошо, но тут же замедлил шаг. От моих шагов во все стороны прыгали сотни маленьких серых жаб. В это время года они массово рождаются и покрывают собой все пространство вокруг водоема. Они были не только на дороге - в траве и прилегающем верховом болоте была такая же картина: куда ни присядь, увидишь сразу с несколько десятков жабят.

Молодая серая жаба. Эта особь выпрыгнула из кострища, поэтому была покрыта пеплом
Молодая серая жаба. Эта особь выпрыгнула из кострища, поэтому была покрыта пеплом

Стараясь не давить их, я осторожно дошел до самого озера. Перед водоемом была небольшая низина, поросшая березняком. Здесь распевал свою песню самец зеленой пересмешки.

Это было очень красивое озеро овальной формы.

Озеро Поколево
Озеро Поколево

В него вдавались мостки, на берегу было сколочено два столика с лавками, рядом стоял аншлаг, предупреждающий о том, что это памятник природы, а под ним - большая яма с мусором. Я решил пройтись вдоль берега в поисках места для стоянки. Когда путешествуешь один, не стоит разбивать лагерь на видном месте. Обходя озеро справа, я уткнулся в густые заросли прибрежной растительности и кустарника. Между дорогой и озером было верховое болото, поросшее багульником, поэтому я пошел в другую сторону. И сразу же оказался в таком же болоте. Выбора не было, пришлось ставить палатку на заросли брусники и среди багульника. Рядом находились каналы, заполненные водой, - следы торфодобычи. В выбранном мной месте земля была сухая, но воздух - сырой и с настойчивым ароматом багульника. Я не советую ночевать среди багульника из-за его сильного запаха, однако я не почувствовал никакого недомогания.

Пока я ставил палатку и перекусывал слойками, начало темнеть. Я решил прогуляться. Когда в лесу начинаются сумерки, а тебе никуда не деться (даже если ты добровольно здесь), возникает интересное чувство. Наверное, оно родственно чувству тревоги, но представляет собой скорее чувство благоговейного трепета перед темнеющим лесом. Сумерки тебя безнадежно укрывают, и ты теперь - часть вечернего и ночного леса.

Я прошелся между каналами, теперь представлявшими собой низовые болотца. С озера кричала запоздавшая сизая чайка (на следующий день оказалось, что на озере гнездится пара чаек, и орут они практически круглые сутки). Пел черный дрозд и зарянка, из болот доносился голос кряквы. Недалеко от озера я набрел на зарастающую вырубку и обнаружил на ней несколько кучек помета глухарей. Эти птицы явно здесь кормятся.

Когда я вышел обратно к озеру, было уже довольно темно. Над озером летала пара рыжих вечерниц. Я тщетно пытался поймать в объектив этих крупных летучих мышей. Сзади меня раздался громкий шорох. Я резко обернулся, но ожидаемо никого не увидел. Пока не опустил глаза вниз. Это был еж, который, как будто стесняясь, выполз к озеру, но заметив меня, свернулся в колючий шар. Надо сказать, что ежей я встречал каждый день, а однажды встретил целый выводок (о нем - в повествовании о втором дне)! Чуть погодя, с противоположного берега застрекотал козодой. Еще через некоторое время - еще один. Наступала ночь. К сожалению, не было слышно птиц из семейства Пастушковых. Видимо, рекреационная нагрузка на это озеро довольно существенная. Постояв еще немного, я отправился в палатку. Пение козодоев действовало убаюкивающе.

Продолжение - День 2.

Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки!

Вечернее озеро Поколево
Вечернее озеро Поколево