Найти тему
Дневник номада

Армянская высота: репортаж с вершины вулкана

Оглавление

Как говорится, лучше гор - только горы, на которых не бывал. Почему современного человека так притягивает головокружительная высота, походы к заснеженным шапкам каменных великанов? Сплошные опасности и никакого комфорта. Однако страсть к покорению вершин время от времени посещает даже непрофессиональных туристов-альпинистов. И вот под моими ногами оказался мой второй вулкан, даже не гора! И я снова задумываюсь о магической силе и притягательности гор…

Армянский флаг на главной вершине страны. Август 2017 г.
Армянский флаг на главной вершине страны. Август 2017 г.

Мой летний отпуск в Армении проходил в условиях ужасной жары – в Ереване, расположенном в низине, воздух на улицах раскаляется до 50 градусов. А поход в горы был в планах. До этого из реальных "вершин" у меня был только Тейде - действующий вулкан на Тенерифе. (Небольшие горы до 2000 не считаю за высоту, эти красавцы во время моих странствий по Балканам были перед глазами каждый день).

Пикник на южной вершине г. Арагац. Август 2017
Пикник на южной вершине г. Арагац. Август 2017

Армянский красавец

На этот раз объектом страстного интереса и исследования стал спящий стратовулкан Арагац, самая высокая горная вершина в Армении (4090 м), на которую мы поднимались от озера на высоте 3000 м. На этот уровень нас доставил микроавтобус, а дальше мы пойдем самостоятельно. Надо адаптироваться к дефициту кислорода и повышенному давлению, к сильному солнечному воздействию, насколько это возможно.

Наша группа из 15 человек неторопливо идет по горной долине на высоте 3000 метров. До вершины – всего один километр с небольшим. И мы об этом знаем. Но не знаем, что этот километр мы будем преодолевать почти 4 часа, а спуск обратно в исходную позицию займет примерно 2,5 часа. И не знаем, какие непередаваемые ощущения нам предстоит испытать!

Озеро Кари
Озеро Кари
-4
Начало похода
Начало похода

Наш проводник Армен – веселый, оптимистично настроенный профи. Он предлагает нам отдохнуть у снежных залежей, которые мы увидели достаточно быстро.Снег – довольно грязный, скорее, сероватого оттенка. Но не тает на жгучем солнце! Мы очень весело провели время на первой стоянке, позируя для фото на снегу в шортах и майках – ведь нам совершенно не холодно.

Снег, который не тает
Снег, который не тает
Исследуем снега
Исследуем снега
Ануш и сугробы под защитным полотном
Ануш и сугробы под защитным полотном

Гид Вершина так близко и так далекоАрмен много раз бывал в Индии, в Гималаях, на самых разных кавказских высотках. Спрашиваю его, когда снова идем к вершине:

- А Вы, наверное, много раз уже поднимались на Арагац? Здесь ничего нового для Вас уже нет?
- Да, примерно 120 раз, как минимум, - призадумавшись, отвечает коренной житель Еревана. – Точно не помню. Но для меня это уже, конечно, давно знакомый маршрут.

Знакомство с вершиной

Арагац –на самом деле потухший стратовулкан, имеющий несколько вершин и кратер 2 км в диаметре, водопад и снежные залежи. Смотрю на вершину – вот она, родимая. Так близко, дойти – раз плюнуть. Однако это жестокая иллюзия. В горах все обманчиво!

Вершина так близко... и так далеко
Вершина так близко... и так далеко

Постепенно давление нарастает. Сердце начинает колотиться все сильнее. И это при черепашьей скорости! Медленно, как во сне, поднимаешь ногу на каждый последующий камень. Осторожно ставишь кроссовок, поднимаешься… Несколько сантиметров постепенно становятся жуткой проблемой. Каждые 10-20 метров уже хочется присесть, отдышаться. Это и делают все по очереди.

Пока еще зеленый склон
Пока еще зеленый склон

Когда Армен приближается ко мне, легко перескакивая по камням, иронично спрашивает:

- Елена, а Вы знаете такое выражение: «Умный в горы не пойдет»? Тяжело ведь!

Видимо, это был сарказм (но вполне добродушный). На что я ему «в пику» отвечаю:

- Есть и другое выражение: лучше горы – только горы… на которых еще не бывал… - и снова задыхаюсь и останавливаюсь для передышки. Армен удивленно покачал головой, но не стал спорить с явно сумасшедшей женщиной.

Эта девушка занималась йогой на вершине!
Эта девушка занималась йогой на вершине!

По пути общаемся с коллегами по подъему, понемногу узнаю разные детали, особенности их биографии, увлечения. В нашей группе собрались очень разные участники. В основном все туристы из разных стран – Германия, Франция, Норвегия, несколько граждан Ирана и два сирийца армянского происхождения. И я – единственный представитель России. Общаемся в основном по-английски. И только с армянами – на русском, это их второй официальный язык.

Горные сюрпризы

Мысленно отмечаю: для некоторых участников похода этот поход является весьма легким развлечением. Они легко скачут по камням, одышки не наблюдается, как усталости. Гены? Постоянная жизнь у гор дает о себе знать или жизненный опыт? Профессиональных треккеров среди нас нет. А я начинаю чувствовать нехорошие симптомы… Часть туристов прервали свой поход уже в первые часы – проблемы с сосудами и сердцем не позволили идти дальше. И они решают нас подождать внизу.

Допинг
Допинг

По дороге мы делаем еще несколько остановок. Однако с каждым разом отдых не дает желанного притока энергии. Дышать все тяжелее, ноги становятся ватными. Со стороны склон выглядит таким легким для восхождения, а что уж говорить про спуск! Но это иллюзия. Для нетренированных легких и для непривычных к регулярным горным походам (а я это делаю раз в 1-2 года) - прогулка нелегкая.

Самый тяжелый участок пути (для меня)
Самый тяжелый участок пути (для меня)

Даже словила что-то вроде известной "эйфории": легкие сигналили всю дорогу о своем скептическом отношении к этой эпопее, голова периодически откручивалась, картинка в глазах не то чтобы держалась стабильно... И посещают демотивирующие мысли: «Кто я? Где я??? Зачем это все??? Ради чего??? И как меня зовут… не помню!».

Более того, начинаются психологические препятствия. Ты ждешь, что вершина почти достигнута. Но она еще очень далеко! И когда осознаешь обман зрения, силы будто убывают – настолько удручают мысли, что почти не сдвинулся по маршруту.

На вершине

Ближе к цели стало совсем тяжко. Каждые 5 метров я почти падала. Но вершина звала. Да и не зря же я приехала сюда, на Арагац? Не отступать и не сдаваться, диктует моя упрямая натура. Козерогов хлебом не корми, дай куда-нибудь залезть. И вот залезла, на свою голову. Позади – почти вся гора, отступать бессмысленно. В итоге, всеми правдами и неправдами, за 5 часов (!) я дохожу до вершины. Последние десятки метров просто не помню – это беспамятство.

Наличие цветов немного утешало. Значит, воздух тут еще есть.
Наличие цветов немного утешало. Значит, воздух тут еще есть.

На самой вершине (мы поднимались с юга, что существенно легче, как обычно, и не так отвесно) видим несколько "памятных инсталляций", установленных друзьями упавших в котлован туристов. Поэтому в случае "эйфории" лучше близко не подходить к краю во избежание внештатных полетов...

Обрыв на вершине
Обрыв на вершине
Памятники (традиционные)
Памятники (традиционные)
Здесь были буддисты
Здесь были буддисты
Головокружительный вид с обрыва... улететь ничего не стоит.
Головокружительный вид с обрыва... улететь ничего не стоит.
Все-таки я была очень счастлива здесь) Было странное чувство покоя.
Все-таки я была очень счастлива здесь) Было странное чувство покоя.
Пикник
Пикник

По вершине я прогуливаюсь на существенное расстояние, там мы даже собрали какую-то мини-крепость из вулканического щебня, поставили крест, флаги. Коллеги угощали меня бутербродами, и во время чаепития из термосов снова пришла мысль: почему это было так тяжело? Ведь мы все-таки здесь, на вершине. В этом – вся загадка горных восхождений.

Мы сидим более часа на вершине, отдыхаем на пикнике и любуемся потрясающим видом на долину и ущелье. Водопад Арагац оттуда, к сожалению, не виден - до него далековато, почти 2,5 километров по опасному спуску (это должен быть отдельный поход).

Здесь я начала обгорать (хозяйке на заметку).
Здесь я начала обгорать (хозяйке на заметку).
Флаг Армении
Флаг Армении

Куртка мне в итоге вообще не нужна, не пригодилась - даже на уровне 4000 достаточно тепло (все-таки слишком жаркое лето).А еще везде встречаются цветы и травы, как ни странно. Вот на "горячем" Тейде , наоборот, было трудно дышать и не было ничего живого, как на Марсе - а ведь он пониже, 3800 метров над океаном.

Обратный путь

И вот мы собираемся и уже идем обратно – довольные, уставшие, с приятным ощущением легкой опустошенности после выполнения задачи. Но я это сделала! Все было не зря.не зря же все. А еще на вершине побывала сумка моего любимого независимого книжного магазина «Все свободны», которую я везде вожу с собой - от Китая до Испании. Фото регулярно стараюсь скидывать в группу магазина. Ребята заслуживают всенародного внимания, в том числе таким способом - с гор да китайских стен!

Наконец-то можно отдохнуть... и порекламить книжный магазин))
Наконец-то можно отдохнуть... и порекламить книжный магазин))

К слову, спускаться, как выяснилось, еще опаснее, чем подниматься. Когда ползешь наверх - тяжело дышать, мышцы напряжены предельно, но ногу ты ставишь с прицелом и не падаешь. А когда ноги идут вниз - съехать по гравию из лавы и все себе содрать, если не сломать, ничего не стоит, внимание требуется неослабевающее... Так что гора Арагац оставила мне на память хорошие царапины на всю ногу.

Часть коллег по походу так и не дошла до вершины - остановились на середине или чуть не дошли до конца - сосуды или мышцы отказались сотрудничать. А те, кто с виду был достаточно хрупок и не подготовлен - забрались туда раньше всех. Вот так-то!

Вид на долину
Вид на долину

Спустившись вниз, на 3000, мы отдыхаем и проводим оставшееся время, окунувшись в ледяное горное озеро. Прохладный ветер в сопровождении палящего солнца превратил открытые руки и ноги в хорошо прожаренную тушку. Но все равно это испытание ветром и высотой переносилось легче, чем в раскаленном Ереване, который находится в низине, в Араратской долине. А на память остались отличные фотографии и прекрасные воспоминания о несколько экстремальном, но интересном испытании своих возможностей. Компания подобралась очень веселая и международная!

Армянский флаг
Армянский флаг

Теперь с уверенностью могу сказать: практически каждый желающий может сходить на главную вершину Армении (и пусть это не Арарат). Наверное, в этом и заключается загадка притягательности гор для многих – это вызов, драйв, соблазнительные пейзажи и незабываемое приключение, о котором можно вспоминать всю жизнь. И даже для непрофессионального «восхожденца» всегда найдется дружественная вершина, которую он может покорить – и сохранить навсегда сокровища в копилке воспоминаний.

P.S. Немного занудной официальной информации:

Арагац - изолированный горный массив на западе Армении, четвёртый по высоте в Армянском нагорье и самый высокий в современной Армении. Высота горы составляет 4090 метров (4095 по данным Смитсоновского института). Протяжение горного массива с востока на запад до 40 км, с севера на юг — до 35 км. Имеет 4 вершины, самая высокая — северная (4090 м), высота западной — 4007 м, восточной — 3916 м, южной — 3879 м. Представляет собой конус периметром до 200 км. Между вершинами расположен вулканический кратер глубиной 350 м и шириной 2,5 км. На одном из склонов горной системы расположено озеро — Кари на высоте 3190 м.

Формироваться начал в эпоху плиоцена и плейстоцена. Раннее считалась, что вулканическая активность происходила вплоть до современного периода, но недавняя аргоновая датировка исследованного морфологического материала показала, что последний раз вулкан извергался в период среднего и позднего плейстоцена. По словам армянского вулканолога Караханяна самые молодые конусы вулкана, которые находятся в нижней его части, образовались 3 тысячи лет назад. Сложен преимущественно андезитами и дацитами. Застывшие потоки лавы направлены на запад и юго-запад на расстояние 13 км.

Анонс! В следующий раз я расскажу про свою встречу с неспящим вулканом Тейде на острове Тенерифе.