Доброго времени суток Вам, мои читатели!
Данная статья это продолжение темы, начатой в предыдущем посте. Как Вы все помните, я решил поразмышлять на тему, которую не мусолил разве что ленивый. Только в отличии от чудо-блоггеров и парфманьяков, возомнивших себя профессионалами я даю Вам, своим читателям, право самим пофилософствовать и пораскинуть мозгами в комментариях. Мое дело - дать Вам пищу для размышлений. В этой статье я дам вывод по предыдущему посту, а также буду ждать обратной связи и Ваших рассуждений, что же такое ниша. Почему же я решил поступить так нетривиально? Я мог бы просто накалякать статейку, подобную тем, которые Вы тысячу раз читали у других авторов, а затем гневно молчать в комментариях в ответ на вполне логичный профессиональный вопрос по прочитанному. Я соргинальничал по двум причинам: во-первых, читать одно и то же (к тому же, написанное человеком, далеким от темы) неинтересно, а во-вторых все в мире относительно, посему я всегда даю высказать точку зрения, отличную от моей. Отличие ниши от люкса, вообще сама суть селектива - темы обширные и вызывающие множество вопросов и споров, в которых все по своему правы.
Посему мне вообще неинтересно говорить что-то в духе заезженного (и обязательно с пеной у рта от вострога) - о, селективка (почему то весьма популярное обозначение ниши исключительно в России , в других странах даже нет такого термина "селектив") это те ароматы которые раскрываются на каждом по разному, которые звучат (наверное, как скрипка) обьемно и многогранно, которые играют на коже (в воллейбол, не иначе) и раскрываются (с ноги, как дверь) исключительно натуральными компонентами (при том, что IFRA запретила и продолжает запрещать многие натуральные вещества ввиду якобы аллергичности).
Итак в предыдущей статье я остановился на современном селективе. Почему-то при этом словосочетании на ум приходят нишевые коллекции люксовых брендов. Выпускать это оказалось умно. Мало того что об этом интересно писать (крупные компании дают СМИ множество поводов, в большинстве своем денежных), это легко продавать. В век, когда все стало доступно, людям захотелось чего-то особенного. Сюда же входит мода haute couture, ателье и услуги made-to-measure в бутиках.
Нишевая парфюмерия стала интересным ответом индустрии на запросы клиентов, которым опостылел люкс и они хотят нечто новенькое. В обзорах-сравнениях селектива и люкса частенько мелькает "флакон люкса - это 70% маркетинга и 30% самого аромата". Высокая парфюмерия якобы презирает рекламу. Открою Вам секрет - нет не презирает. Просто ниша выбрала другую рекламу - частенько сарафанное радио, нередко печатные СМИ и конечно же, главный инструмент интегрированных маркетинговых коммуникаций - личные продажи.
Видите ли, когда появляется новая товарная группа, необходимо чтобы ее покупали. Чтобы ее покупали, нужно сформировать потребность. А это - миссия СМИ и бутиков. Знаете, мне понятно почему многие люди в парфюмерной лавке в ответ на вездесущее "Добрый день, Вам помочь?" отвечают "Нет, спасибо, я посмотрю.". Конечно же, здесь имеет место быть некомпетентность и отсутствие настроения, причем с обеих сторон. Но более всего я склонен думать что с популяризацией интернета, всяких блогов, сайтов и появлением большого количества информации люди перестали слепо потреблять. Повышенный интерес к нише - ни что иное как следствие жажды парфюмерного вкуса.
Есть и другая сторона медали. Одни люди наелись люксом и теперь носят селектив, другие стремятся им подражать. Вспоминаю концепцию парфюмерного дома Creed, который изначально делал ароматы исключительно на заказ для представителей голубых кровей. Ныне Creed делает акцент на своих звездных поклонников. Человек - существо стадное, частенько хочется людям быть не теми кто они есть. На помощь приходят маски: одежда, косметика, духи. Раз - и ты Джеймс Бонд, два - и ты Мэрилин Монро. Ты хочешь прослыть тонким ценителем изысканных искусств - и на твоей полочке красуется изящный селективный флакон. Ясно, что все это фантик, но с поговоркой что встречают по одежке, не поспоришь.
По поводу натуральности компонентов, оно же оригинальность композиции. Не стоит думать что селектив - это как картина в галерее: пришел, повздыхал, полюбовался и ушел. Забавно что некоторые разделяют ароматы на коммерческие и нишевые. Словно высокая парфюмерия не должна продаваться. Наоборот, индустрия всячески намекает нам что ниша это круто, и ты не модный если не пользуешься этим и этим. Очень редко кто создает искусство ради искусства. Оливия Джиакобетти, автор парфюмерных хитов от многих брендов разного уровня, недавно создала аромат карандашного грифеля. А Вы хотели бы пахнуть карандашным грифелем? О нет. Вот его и отказались выпускать. Мода на ароматы не такая изменчивая как в одежде, но за последние сто лет претерпела поворот на 180 градусов. Ароматы, бывшие модными в 1920-е ныне презрительно охарактеризовывают "бабушкиными". Всеобщая мода на свежие ароматы покорила мир и стала в ногу с ускоренным темпом жизни. К тому же, многие натуральные компоненты оказались под запретом (спасибо, IFRA). Но технологии шагнули далеко вперед и ради получения ноты мускуса в аромате теперь не нужно убивать мускусных кабарг, достаточно взять семена амбретты (растительный мускус) или Iso E Super (синтетическая молекула, работающая как аромат натурального мускуса).
Но вернемся к селективу, а точнее к этимологии используемых мной терминов. Селекция - как известно из школьного курса биологии, это скрещивание видов для выведения самого-самого. Ниша (в общем понимании этого слова) - это некое место. Должно быть, место модной игрушки для зажравшихся потребителей занято? Или же высокая парфюмерия - действительно изысканный, о дивный новый мир (прямо по Хаксли), нежнейший оазис для души возвышенной и алчущей восхитительно изящных фимиамов в пустыне ольфакторного потребительства и многочисленных штампов люкса? А возможно, главное - не то, что вы видим/чувствуем, а как мы к этому относимся и как пропускаем через призму людских стереотипов? Как я говорил изначально, тема ниши - глубока и просторна, образует множество вопросов и споров, в которых каждый по своему прав. Надеюсь, мои размышления пробудят в Вас perpetuum mobile духа и дадут отличную пищу для размышлений.
А теперь мне хочется услышать Ваше мнение относительно разности селектива и люкса - сильно ли они, на Ваш взгляд отличаются или же разница небольшая? И вообще, что это за зверь такой - ниша? Возможно, Вам хотелось бы вернуть ароматы на пьедестал роскошных артефактов, коими они были в 18-19 веках или пора возвращать парфюмерии ее исконное унитарное значение? А может, к черту всю эту снобскую нишу - вернемся к запаху чистого тела (в чем и была задумка бренда Гезы Шоена)? Жду Ваших комментариев. Спасибо что дочитали до конца!