На поздней картине Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» есть странность: мать (Анна) и дочь (Мария) изображены примерно в одном возрасте. Почему так? Эксперты предлагают версию, что это — отражение детских травм Леонардо.
Формально, это обычный для религиозной живописи сюжет, который искусствоведы (как и все, склонные придумывать короткие профессиональные выражения) называют «Анна-втроём». Мария сидит на коленях своей матери Анны и пытается остановить Иисуса, который тянется к ягнёнку, символу его будущих страданий. Богородица слегка встревожена, бабушка Христа спокойна и в хорошем настроении.
Светский мотив этой работы да Винчи — материнство. Предполагают, что картину мастеру около 1500 года заказал король Франции Людовик XII, чтобы порадовать свою новую супругу Анну Бретонскую. Та как раз была беременна.
Леонардо, по обыкновению, работал над заказом так долго, что сначала Анна, а потом и Людовик успели умереть (в 1514 и 1515 годах соответственно). Следы живописной «Анны» на этом в истории теряются и как она в конце концов попала в Лувр — неясно. Но не это главная загадка картины.
Почему Анну и Марию, по сюжету — мать и дочь, художник изобразил примерно в одном возрасте? На этот счет есть любопытная, слегка фрейдистская теория — на самом деле, здесь изображены мать да Винчи Катерина и его мачеха Альбьера.
15 апреля 1452 года, около половины одиннадцатого вечера, где-то в окрестностях городка Винчи Катерина, 25-летняя девушка из бедной семьи (фамилии которой история не сохранила) родила мальчика. Отцом ребёнка был состоятельный флорентийский нотариус сер Пьеро да Винчи. Отец признал ребёнка, но на дочери лесоруба жениться не стал.
Судя по всему, к тому моменту он уже был обручён с 16-летней Альбьерой ди Джованни Амадори, дочерью флорентийского богача, и это был союз по расчету (как и многие браки того времени). Спустя восемь месяцев после рождения Леонардо эта свадьба состоялась.
Впрочем, сер Пьеро проявил своего рода благородство: устроил брак Катерины с обжигальщиком извести Антонио Бути по прозвищу Аккатабрига (итал. «тот, кто нарывается на ссору» — видимо, неспокойный был мужчина) и принимал участие в делах новой семьи.
Вероятно, с матерью и отчимом Леонардо провёл своё детство. Но он также фигурировал в налоговых документах семьи да Винчи, проводил время в домах родственников с этой стороны. И, очевидно, общался с мачехой Альбьерой.
Иметь, по сути, двух матерей — нелёгкая ситуация для впечатлительного малыша. Альбьера умерла в родах в 1464 году, когда Леонардо было 12 лет. Катерина, по некоторым свидетельствам, к 1490 году овдовела и провела последние годы с сыном в его миланском доме. Умерла в 1495-м. Леонардо заплатил два сольди, чтобы на её отпевании звонили в колокол.
Его «Анну-втроём» обычно датируют 1508-10 годом, но она так и не была закончена. Кто из двух женщин на этой картине Катерина, а кто Альбьера — искусствоведы не знают.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.