Найти в Дзене
LANASKINO

О чем "В прошлом году в Мариенбаде"?

Оглавление

Этот фильм Алена Рене 1961 года, когда вышел, породил много споров о простом вопросе: О чём этот фильм?

В фильме нет привычного сюжета, нет по сути и завязки и развязки, потому что "В прошлом году в Мариенбаде" отказался от линейного повествования.

Эксперимент

Глухие шаги, утопающие в коврах усадьбы с красивым парком, под монотонный голос рассказчика, который повторяет как завороженный одно и тоже. Таково начало киноленты. Если Вы, как зритель, привыкли, чтобы Вас развлекали, то это кино такой задачи не ставит.

Кажется, будто режиссёр решил провести эксперимент: как можно визуальными средствами показать жизнь разума человека, ткань воспоминаний, сформулированную в слова и образы.

Я думаю, этот фильм о Памяти.

Когда хмурым днем смотришь в небо и вспоминаешь какой-то далёкий день. Разум отвлекается на постороннее, внезапно всплывают люди, которых в тот день не было рядом или сам человек переносится на 5 лет вперед или назад.

И всё, что остаётся - пытаться понять, что было, а что могло бы быть? И какая из этих версий на самом деле ближе к истине.

В таких же терзаниях пребывает и главный герой "Мариенбада", в исполнении Джорджо Альбертацци, именуемого просто и без затей — мужчина. Он не понимает, что происходит, образы меняются, все диалоги, кажется, не имеют смысла, но очевидно, он со всей страстью хочет чего-то добиться.

Возможно, как раз и узнать, а что было в прошлом году в Мариенбаде.

Визуальная часть

Визуально фильм красивый и тонкий - строго выстроенные кадры, красивое место съёмок, красивые ведущие актёры, красивые костюмы. И во всей этой красоте туманом проходит смысл фильма, о котором было так много споров.

И ускользающий смысл может часть зрителей даже раздражать, создавая впечатление пустой, хоть и красивой картинки.

К этому можно и добавить знаменитый кадр с видом парка, где деревья не отбрасывают тени в отличие от людей:

-2

Красиво, конечно, но какой в этом смысл?

А разве наша память не так поступает? Разве в путешествиях по воспоминаниям, наш разум не делает таких сюрреалистичных "оплошностей": вот люди важны, а цвет куста или дерева - нет. Вот и тень им не к чему.

Резюме

Конечно, это не лёгкий, приятный фильм с хорошим концом, который можно съесть, как быстрый ужин из доставки.

Пожалуй, это кино как кулинарный эксперимент: вот Вы долго искали рецепт, потом собирали ингредиенты, в конечном итоге с вечера что-то замачивали или настаивали, чтобы потом часов пять готовить. А когда настало время пробовать, результат - без гарантии. Может быть очень вкусно, а может и вообще несъедобно.

Факт, что сил уйдёт много.

Но если понравится, точнее, если Вы найдёте в просмотре свой смысл, то потом за чаем или кофе сколько глубоких тем для беседы можно найти?

Бесчисленное множество. Или хотя бы по числу перемены нарядов от Шанель главной героини, которую воплотила Дельфин Сейриг.