"Ты плохой мальчик, разбил мамину любимую чашку".
Казалось бы, обычная фраза. Но именно так люди учатся в детстве, что они сами и их действия - это одно и то же.
- Если я не убрала игрушки в комнате
- Если я не получила пятерку
- Если я не поступила в институт
- Если я провалила собеседование на работу
- Если я вовремя не сдала отчет
Это значит я плохая? Или это значит только лишь, что я что-то не сделала, или что где-то мои действия не дали результата?
Я часто говорю клиентам, что человек и его действия - это не одно и то же.
Человек ОКей. Его действия могут быть разными, человек может ошибаться, что-то делать не лучшим образом, терпеть поражения - и при этом он всё равно остается ОКей.
Личность человека не подлежит оценке. Оценивать можно результаты деятельности (например написанную контрольную можно оценить на тройку или пятерку). Оценивать можно качества - например, подходящие они для этой работы или нет. Но от этого человек не становится лучше или хуже.
Подробно о самоидентификации и самооценке говорили вчера на апрельском клубном вебинаре.
1. Что такое самоидентификация и самооценка, как они формируются, от чего зависят.
2. Гендерная самоидентификация - про женщин и мужчин, почему женщина может не принимать себя как женщину и из чего это складывается.
3. Как понять "кто я", "какой я". В чем отличие самоидентификации и социальной роли. Почему ролей может быть много.
4. Как не перепутать личность и поведение, и упражнение с пирамидой логических уровней Дилтса, которое мы придумали прямо на ходу
5. Практические инструменты и методики как себе помочь. Подходы в целом и конкретные техники.
Всё это Вы можете найти в Клубе. Тем кто участвует в Клубе, сегодня буду высылать запись.
Если Вы еще не в Клубе - то можете присоединиться к нам. Подробности о Клубе и варианты участия по этой ссылке.
А Вы часто слышали в детстве фразы типа "разбил чашку - плохой мальчик", "не убрала игрушки - плохая девочка"?