Их было двое. Первый был калекой, необузданным юношей с юга Испании. Второй - стойкий, образованный, хорошо организованный человек с севера Франции. Они различались во всем - от национальности и возраста до характера, нрава и художественного стиля. Между ними было лишь немного общего - уважение друг к другу, граничащее с конкуренцией, и влияние на искусство следующих веков, которое нельзя недооценивать. Это история непростых отношений между Анри Матиссом и Пабло Пикассо.
"Говоря о них обоих, можно сказать, что они отличались друг от друга так же, как Северный полюс отличается от Южного" (Фернанда Оливье)
АНРИ И ПАБЛО
Разделение между двумя художниками было обусловлено большой разницей в возрасте - Матисс родился в 1869 году, Пикассо - в 1881 году. Двенадцать лет - это неплохо, когда живешь в такую динамичную эпоху, особенно с точки зрения изменений в искусстве. До того, как француз встретился с испанцем, их жизнь шла двумя разными путями. Анри Матисс начал с изучения права и только потом нашел свое призвание в живописи. Как подобает порядочному художнику, он несколько лет посещал школу изобразительных искусств и отшлифовывал свой опыт при мастерских художниках.
Однако ему потребовалось много времени, чтобы найти свой путь среди всех художественных течений и различных способов видения мира - импрессионизма и неоимпрессионизма; картин Ван Гога, Сёра, Гогена и, прежде всего, Сезанна - отца современной живописи, который стал великим вдохновителем как для Матисса, так и для Пикассо. В 1899 году Матисс купил картину Поля Сезанна "Три купальщицы", которая отзвучит в его последующих работах.
Оба они были одержимы изучением техник, используемых художником, и в 1907 году посетили ретроспективную выставку работ Сезанна, которая навсегда изменила их взгляд на искусство. В работе этого революционного художника Пикассо опирался на геометризацию форм, а также на нелинейную перспективу, Матисс, в свою очередь, фокусировался на цвете, определенном ритме, создаваемом с помощью цветовых пятен, и смотрел на картину в целом.
Оба они взяли из Сезанна совершенно разные идеи, семена которых были видны в творчестве знаменитых художников и развивались у каждого по-своему. С помощью техник Сезанна Пикассо стремится к разложению, а Матисс - к композиции.
МОЛОДОСТЬ
Пабло Руис-и-Пикассо был золотым ребенком - чрезвычайно талантливым с раннего возраста, демонстрируя оригинальный стиль, который еще только начал развиваться. Первоначально его учил отец-живописец, а в возрасте всего 13 лет он поступил в Академию изобразительных искусств в Барселоне. Вступительный экзамен, который большинство студентов сдают месяц, Пабло сдал за неделю. Однако молодого артиста таскали по всему миру - он совершил свою первую сольную поездку в 16 лет, когда отец отправил его на учебу в Мадрид. Впервые он посетит Париж в 1900 году, вернется туда в 1901 году и долгое время не будет переезжать.
1901 год станет для него личным и художественным прорывом - в этом году его друг, тоже художник, Карлос Касагемас покончит жизнь самоубийством.
Трагедия сильно повлияет на работу Пикассо. В этом году он приступит к созданию произведений, которые станут частью нового цикла, позже получившего название "Синий период". Он будет интенсивно готовиться к прорывной выставке у знаменитого парижского маршала Воллара.
ДИКИЕ ЗВЕРИ
Хотя Матисс и Пикассо в то время активно участвовали на арт-рынке, в первые годы у них не было возможности встретиться. Однако они, несомненно, знали осуществовании друг друга. Их картины встретились в 1902 году в галерее Берта Вайля и Амбруаза Воллара, а они сами - всего лишь несколько лет спустя. Прорывом для обоих художников стал 1905 год, хотя еще не пришло время для их первой встречи.
Именно тогда они впервые прославились - Пикассо был замечен Гийомом Аполлинером, в то время как Матисс вызвал скандал в Салоне Независимых, представляя Великолепие, Мир и Восхищение.
Затем критик Луи Воксель формулирует термин, который впоследствии станет решающим для истории искусства - он называет художников, выставляющихся в Салоне Независимых: "дикие звери" - из-за контрастных комбинаций насыщенных цветов на полотнах. Группа художников во главе с Анри Матиссом войдет в историю искусства под названием fauves.
Незамутненные краски - это то, что любила некая эксцентричная американская писательница Гертруда Стайн, живущая в Париже со своим братом Лео. После выставки, они купили одну из картин Матисса к неверию художника, который был немного напуган рекламой, которую он получил в Салоне Независимых. За 500 франков Стайнсы покупают портрет женщины в шляпе. Матисс продвинулся в художественном сообществе и получил деньги. После многих лет нищеты и лишений Матисс наконец-то смог обеспечивать свою семью.
Примерно в это же время Стайнсы купили и первую картину Пикассо - "Семья акробатов с обезьяной". Они были в восторге от картины испанца, который был полной противоположностью француза - шаткий, непоколебимый хаус с гипнотическим взглядом и поверхностностью. Они взяли Пикассо под свое крыло.
На сцену, где до сих пор царствовал Матисс, неожиданно для себя вышел молодой артист Пикассо, который быстро завоевал расположение своих покровителей, особенно Гертруды, и даже начал писать ее портрет. Долгие часы, проведенные ею и ее новым любимцем в студии, заставляют Матисса, красноречивого, зрелого, стабильного отца и главу семьи, начать чувствовать себя неуверенно по поводу присутствия своего юного соперника.
Продолжение следует...