По данным опроса BCG и холдинга Romir, 2/3 россиян настроились на худшие времена и не ждут от нынешней ситуации ничего хорошего.
Тематика кризиса не может не волновать. И тех, у кого есть, что терять. И тех, кому терять особо нечего.
Ссылаясь на упомянутое выше исследование, РБК отмечает, что планируется падение спроса в нашей стране в 90% категорий товаров и услуг.
Все понимают, что самыми пострадавшими сферами в нынешней ситуации являются развлечения, кафе и рестораны, сфера красоты и спорта. Да, очень многим в такой нестабильной ситуации точно не до развлечений и отдыха.
51% наших соотечественников будут экономить на досуге
50% - не готовы покупать автомобиль, в частности, из-за того, что не готовы брать кредит
38% - выразили готовность снизить расходы на алкоголь
34% - на доставке еды
32% - на косметические товары, парфюмерию, услуги красоты
31% - будут сокращать расходы на приобретение бытовой техники
29% - готовы отказать себе в обновлении гаджетов
26% - планируют экономить на мебели, ремонте, товарах для дома
21% - на одежде и обуви
Кстати. Россияне мыслят чуть оптимистичнее, чем жители США и Европы. Там эти показатели выше на 1-3%.
Не все опрошенные в качестве причины снижения расходов называют экономию. Примерно половина желает акцент на том, что тратить будут меньше просто потому, что находятся дома.
Здесь представлен «горизонт» на ближайшие полгода. Фактически до конца года.
Почти половина россиян призналась в том, что чувствует финансовую незащищенность. В Москве к такой группе себя отнесли 44%, а в регионах – 47%
Зато есть пятерка отраслей, в которых, как признались сами россияне, их расходы, вероятнее всего увеличатся в ближайшее время:
- коммунальные услуги
- домашний интернет
- мобильная связь
- лекарства, которые отпускают без рецептов
- свежие продукты
Все это вполне объяснимо. Люди находятся дома. Как могут развлекают себе посредством интернета и готовят.
По оценке старшего аналитика BCS Global Markets, согласно оптимистичному сценарию, потребительский спрос выйдет на прежние показатели во второй половине 2021 года.
По оценке представителей розничной торговли, более реалистичный сценарий – восстановление прежнего спроса через три года.
В общем, россияне входят в режим экономии. Снижение расходов на все перечисленные выше категории товаров и услуг вполне объяснимо в нынешней ситуации.
Друзья, что думаете по этому поводу?