Проказа – болезнь души
Шалом, уважаемые читатели!
В нашей недельной главе мы продолжаем знакомиться с законами об особой болезни – "цараат". Что же это было за явление? На первый взгляд, ориентируясь на стандартный перевод данного термина, можно предположить, что "цараат" – это обычная проказа, т.е. неизлечимая болезнь, поражающая кожу, глаза и некоторые другие органы. В средневековой Европе существовали, в основном при монастырях, тысячи лепрозориев – мест компактного проживания прокаженных, многие из них функционируют и поныне. Однако наша традиция утверждает, что описанный в Торе вид этой страшной болезни исчез после разрушения Храма. Дело в том, что "цараат" ни в коем случае не могла быть обычной болезнью. Ни одна обычная кожная болезнь не делает человека ритуально нечистым, в то время как "цараат" погружает больного на один из самых низких уровней нечистоты.
В пустыне народ Израиля располагался тремя станами, один внутри другого: стан Шхины (Б-жественного присутствия), включающий в себя Скинию завета и шатры Моше и Агарона, затем – стан Левитов, и самый внешний стан – 12 племен Израиля, по три на каждую сторону света. Человек, осквернившийся "ночной нечистотой" ("тумат кери"), удалялся только из стана Шхины. Тот, кто страдал от болезненных выделений из половых органов ("зав" или "зава"), удалялся из двух станов, а вот больного "цараат", т.е. "мецора", Тора предписывает удалять за пределы всех трех станов, указывая на особо тяжкий уровень его нечистоты. Попробуем разобраться, почему это так.
Впервые мы встречаем это понятие в книге Шмот, когда Моше в разговоре со Вс-вышним выражает сомнение в том, послушают ли его сыны Израиля, когда он принесет им в Египет весть об окончании рабства. В ответ на это Творец дает ему знамение с посохом-змеем, а затем: "И сказал Бог ему еще: "Засунь руку свою за пазуху!" И засунул он руку за пазуху, и вынул ее, и вот – рука его покрыта проказой, как снегом. И сказал он: "Засунь снова руку свою за пазуху!". И засунул он руку за пазуху, и вынул ее из пазухи своей, и вот – снова стала она плотью, такой, как была" (Шмот 4:6-7).
Раши отмечает, что "(Место, пораженное) проказой, обычно белого цвета, (как сказано:) "А если пятно белое..." [Ваикра 13,4]. Также и этим знаком указал (ему на то), что он (Моше) злословил, говоря: "не поверят мне (сыны Израиля)" [4, 1]. Поэтому Он покарал его проказой, как была покарана Мирьям за злословие [Шабат 97 а]". В свете вышеизложенного становится понятным высказывание Мудрецов о том, что произносящий "лашон га-ра" получает мера за меру – его слова приводят к обострению розни и вражды между людьми, каждый из которых как бы замыкался в своем мирке и отделялся от всех остальных, поэтому Тора наказывает инициатора разобщенности и раздора полной изоляцией от общества. Он должен сидеть в отдельном шатре за пределами стана Израиля, чтобы осознать в о время своего вынужденного одиночества, что "не хорошо человека быть одному" (Берейшит). Ведь основной источник злоязычия – гордыня. Человек позволяет себе высказывать негативную информацию о других людях лишь в том случае, если презирает их в сердце своем, считает себя более праведным, чем они. Нередко злоязычие порождается также желанием завоевать себе популярность у слушателей за счет "жареных фактов" чужой биографии, что также корениться в стремлении возвыситься. К слову, все современные СМИ повинны в этом грехе – ради тиражей и рейтингов они готовы исказить факты до неузнаваемости, а то и просто их фальсифицировать. Поэтому многие религиозные авторитеты запрещают читать любые "некошерные" периодические издания, поскольку в них всегда содержится злоязычие и клевета, а между тем грех слушающего и воспринимающего "лашон га-ра" ничуть не меньше, чем грех распространителя такового.
Любопытная деталь: человек считался нечистым только в случае, если его тело было не полностью покрыто язвами. Если же вся его кожа превратилась в белесую омертвевшую ткань, он считался чистым до того момента, когда язва начнет заживать и появится нормальная здоровая плоть. Частично покрытый язвой человек нечист, а полностью – чист!? Казалось бы, должно быть наоборот! Наши Мудрецы так объясняют этот парадокс – когда человек весь покрыт проказой, у него утрачивается чувствительность, и ему не больно. Такой человек подобен мертвому, у него нет перспективы. Омертвевшая плоть – признак полностью омертвевшей души. Он не извлечет никакого урока из одиночества и изоляции. Появление новой, живой кожи и возникновение болезненных ощущений – это знак начавшегося излечения и исправления, и именно в этот момент он становится нечистым и должен покинуть стан Израиля, ибо теперь его душа пробудилась от летаргии и способна воспринять урок, заключающийся в вынужденном одиночестве. Интересно также, что состояние чистоты или нечистоты прокаженного определяется исключительно по слову когена, и ни как иначе, что еще раз подчеркивает, что проблемы "цараат" коренятся в духовном состоянии человека.
Но вернемся к нашей теме. Почему рознь между людьми считается такой большой проблемой? Согласно кабалистической концепции, все души в мире являются частями души первого человека, Адама. После первого греха – нарушения запрета Творца есть плоды с Древа Познания Добра и Зла, - душа Адама раскололась на 600 тысяч осколков, которые стали самостоятельными душами, и в конечном итоге оказались в телах евреев, стоящих у подножия горы Синай, чтобы исправить этот грех. К сожалению, грех золотого тельца вернул собранную было из осколков душу в еще более раздробленное состояние. Задача человечества согласно этой идее, заключается в преодолении розни как между различными индивидуумами, так и между различными народами, причем для представителей народа Израиля эта задача особенно важна, поскольку в прошлом и настоящем мы страдали и страдаем от внутренних конфликтов, а, следовательно, отдаляемся от цели, указанной нам Вс-вышним.
Один из аспектов подготовки к празднику Песах заключается в том, чтобы преодолеть раздробленность и разобщенность в Народе Израиля, ибо только единый народ может удостоиться откровения Вс-вышнего и получить Тору у горы Синай. Тора не может быть получена отдельно взятым человеком, либо даже целым народом, не ощущающим себя единым цельным организмом. Только если мы станем, по словам Мидраша, "как один человек с единым сердцем", мы удостоимся окончательного избавления.
Раввин Шломо Зелиг